В БЮДЖЕТЕ на 2000 г. как никогда требуется быть реальным, точным в расчетах. Ведь на все наши нужды будет меньше, чем всегда: больше половины пойдет на выплату долгов и военные нужды (оборонный бюджет увеличен на 26%). Однако, увлекшись раздуванием расходов и доходов, депутаты все дальше уводят цифры от реальных, считает зам. директора Института экономических проблем переходного периода Алексей Улюкаев. Чем это чревато? Да теми же задержками зарплат, например.
Во-первых, по мнению А. Улюкаева, депутаты безосновательно "дорисовали" экономический рост (а значит, и доходы) до 3%. Максимум возможного - 1,5%.
Во-вторых, явно завышена цифра по сбору налогов. Она ориентируется на лучшие месяцы этого года - июль и август. Но беда в том, что у нас налоги собираются не по закону, а по налоговым соглашениям. В предвыборное время власть зависит от нефтяных и газовых компаний и не так давит на них. Значит, они меньше могут заплатить, если можно. Налоговый прогноз завышен миллиардов на 60.
И третье. Кредит МВФ тоже учтен в доходах. Не будет его - придется Центробанку тратить свои золотовалютные резервы, придется забирать деньги у всей прочей, не военно-долговой, части бюджета. А там и так крохи. Значит, кредит нужно получить. Возможно ли это?
-Нет, если наши власти и дальше будут вести себя, как сейчас, - считает А. Улюкаев. - ЦБ выступил со своей кредитно-денежной программой на 2000 г., которая идет вразрез с позицией правительства и с той программой, что была согласована с МВФ. Теперь МВФ и повод придумывать не надо: вы сначала между собой договоритесь, а потом... В общем, теперь до нового года кредит мы точно не получим. И, возможно, следующий без него начнем.