Примерное время чтения: 6 минут
121

Футбольный cупермалыш

ПОСЛЕ блестящих голов в ворота сборной Франции нападающий питерского "Зенита" Александр ПАНОВ проснулся всенародно знаменитым. Теперь именно в нем российские болельщики видят наследника бомбардирских традиций Симоняна, Стрельцова, Блохина... В беседе с корреспондентом "АиФ" Саша рассказал о себе немало интересного.

О малом росте

ПО ФИЗИЧЕСКИМ кондициям я не образец нападающего. Гренадером меня назвать трудно, а сейчас как раз ценятся высокие, мощные забивалы типа Булыкина. В детской спортивной школе все были маленькие, и тренеры, отрядив меня в нападение, наверное, полагали, что когда-нибудь я вырасту. Не случилось. Впрочем, меня это нисколько не удручает, я абсолютно не переживаю. Трудность только одна - в поиске обуви. У меня 38-39-й размер, а бутсы начинаются где-то с 40-го. Намаешься, пока найдешь подходящие. То же и с "гражданской" обувкой. В "Детский мир" ходить как-то несолидно, поэтому обувью отовариваюсь за рубежом. Во Франции, например.

Говорят, невысокие мужчины должны постоянно доказывать свою состоятельность, добиваться успехов в каких-то областях, стремиться быть лидерами. Не знаю... Я из-за своего роста никогда не комплексовал и не пытался кому-то что-то доказывать; просто жил и жил без всяких заморочек. В футбол, конечно, старался играть как можно лучше, но это ведь профессия, которая меня кормит!

Жена у меня тоже не очень высокая - но я, разумеется, не по росту ее выбирал!

О характере

КАК становятся форвардами? Наверное, в характере изначально должна быть заложена целеустремленность, собранность, стремление обязательно добиться желанного результата. Упорство. В поле нападающий должен быть парнем агрессивным, чтобы постоянно нагнетать давление на ворота и противостоять жестким защитникам. Но это только на поле! В жизни агрессивным быть нельзя - зачем же на людей-то набрасываться?! На работе, где ты играешь определенную роль, - другое дело.

На поле я вроде бы достаточно агрессивный, но на "гражданскую жизнь" это не проецируется. Тут я человек спокойный, неконфликтный. Зачем нервничать, тратить здоровье?.. Никогда не ругаюсь ни с партнерами, ни с судьями. Не вижу в этом смысла. И к соперникам вражды не чувствую - мы ведь все одно дело делаем, братья по цеху.

Даже к защитникам, которые жестоко бьют тебя по ногам, особой ненависти не испытываю, хотя, конечно, если под меня намеренно грубо подкатываются сзади, пару "ласковых слов" сказать могу. Но наскакивать и драться не буду. Если же момент чисто игровой, я не реагирую. Это игра, в ней все бывает.

О менталитете

МЕНЯ часто спрашивают, почему в России такая напряженка с бомбардирами? Почему, мол, Блохин, Протасов чуть ли не в каждом матче забивали, а нынешние форварды не могут?

Думаю, отчасти дело в тенденциях развития футбола. Совершенствуется в основном защитная линия, поскольку разрушать всегда легче, чем созидать. К тому же защитники стали более плотно играть с нападающими, действовать жестко, а порой и откровенно жестоко. Во всех клубах идет усиленное цементирование обороны. Дескать, главное - не пропустить, а уж один-то мячик соперникам забьем... Но главная причина, на мой взгляд, в особенностях нашей психологии, в российском менталитете. У нас всегда разрушали с б`ольшим пылом и активностью, чем создавали, - поэтому было столько революций, восстаний... А гол рождается как раз в результате созидательного процесса...

О Китае

В КИТАЙ я приехал на маленький турнирчик в составе зенитовского дубля. Однажды главный тренер Павел Садырин сообщил, что мной интересуется местный клуб "Баоганг". В основу "Зенита" я тогда не попадал и решил согласиться.

Китай мне, конечно, очень много дал. Во-первых, это было испытание на выживаемость. Все-таки в таком юном возрасте прожить целый год в чужой стране, когда рядом нет родных, довольно сложно. Слава Богу, со мной были еще двое наших ребят из дубля, а то тоска бы заела.

Вкалывают китайцы фантастически. Там все знают: если хочешь пробиться, должен "пахать". Две тренировки в день при плюс 40, а они носятся будь здоров как! У них вся игра строится на физической мощи - хочешь не хочешь, пришлось подстраиваться. Заодно "физику" подтянул.

Отношения с ребятами были замечательными, ладил со всеми прекрасно, и друзей там осталось очень много. Нас постоянно приглашали в гости, приобщали к национальной кухне, показывали Шанхай... Считаю, к загадочному миру Востока я немного приобщился и кое-что о Китае узнал. Строй у них, примерно, как у нас раньше. Во главе всего коммунистическая партия: как она приказывает, так они и делают. И еще, мне кажется, я понял, на чем знаменитый китайский уклад держится. На спокойствии, выдержанности и трудолюбии людей. У них же такая отсталая грязная страна была, а теперь все цветет - цивилизация! Прогресс идет семимильными шагами, от зарубежных инвесторов отбоя нет. Культура у них очень интересная, а местную кухню я так полюбил, что теперь без острых кушаний просто не могу!

О принципах

МНОГИЕ болельщики упрекают меня в том, что я не умею красиво падать в штрафной площадке и выпрашивать пенальти. Я действительно всегда стараюсь устоять на ногах и выжать из голевого момента все возможное. Не умею, наверное, симулировать. В "Зените" все знают, что я падаю только тогда, когда получаю по ногам. А лежать потом, что толку? Если судья сразу не свистнул, валяйся - не валяйся, пенальти не даст, а я возможность упущу. Лучше уж бороться до конца.

Должен ли нападающий забивать гол любой ценой - даже рукой, как Марадона, или все-таки существует кодекс чести, высшие моральные принципы? Сложный вопрос... На поле все спорные ситуации разрешает судья. Присматривать за игроками - это его задача, а нападающий обязан забивать. Проглядел арбитр, что Марадона рукой мяч в ворота отправил, - он и виноват, а не форвард. Я бы сделал то же самое - забил бы. Честь флага, успех твоей страны важнее принципов. Такой уж сегодня век, такой футбол, таков современный мир!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно