ИДЕШЬ порой по улице мимо бутиков, дорогих ресторанов и казино и видишь, как выходят оттуда мужчины и женщины, укрытые соболиными шубами, украшенные драгметаллами. Имя им - богатые. И живут они вне понятий "минимальный оклад" и "прожиточный минимум". У них другая мерка - прожиточный максимум.
СПЕЦИАЛИСТЫ Всероссийского центра уровня жизни начинают "зачислять" в элиту тех, чей ежемесячный достаток на одного человека выше 7 000 - 8 000 руб. Не на семью, заметьте, а на каждого ее члена. То есть максимальный оклад у счастливых работающих родителей двух детей должен составлять не менее 14-16 тыс. рублей, или $540-615, "на нос".
Молодежь до 23, как показал опрос НИЦ социального анализа и статистики, считает, что богатство начинается с $300 (на человека) в месяц, люди среднего возраста назвали цифру $270, а тем, кому за сорок, оказалось достаточно $215. По данным аналогичного опроса ВЦИОМа, эта цифра несколько выше - $555 на каждого члена семьи. Что сомнительного в этих результатах? Лишь то, что это представление бедных о богатых, а не богатых о самих себе. Элита - даже не те, кто имеет зарплату в 16 000 руб., а те, кто формулирует свое материальное состояние фразой "можем позволить себе все", - занимают крохотную нишу в 2-2,5% от всего могучего российского народа.
Вячеслав Бобков из Всероссийского центра уровня жизни считает, что бюджет высокого достатка - это сумма, превышающая прожиточный минимум в 7-8 раз. Но и это - самые бедные из богатых. По-настоящему состоятельных людей классифицировать трудно. Их доход - не только зарплата, но и имущество, оценить которое социологам не представляется возможным. Недвижимость и денежные сбережения элиты находятся по большей части за рубежом. Именно поэтому их и стоит мерить по западным меркам. А там богатство начинается с $3,5 тыс. в месяц.
Вот пример: по результатам исследований ВЦИОМа, состоятельность россиян выражается в том, что в кабинете стоит домашний компьютер, фортепьяно и проигрыватель компакт-дисков, на антресолях пылится видеокамера, кухня манит запахами из микроволновой печи, а продукты можно сгружать в отдельный морозильник. Вдобавок к этому глава семейства позвякивает ключами от нового автомобиля. Всей этой электронной утварью владеют 3-6% опрошенных. Для действительно богатого человека это просто нонсенс. Разве может видеокамера или даже - пусть! - посудомоечная машина свидетельствовать о банковском счете, размерах городской квартиры и загородного дома? Скорее уж об этом скажет наличие домработницы или личного шофера в том самом "новом автомобиле".
И тем не менее прожиточный максимум на отдельно взятую семью из трех человек (из них двое - жена и ребенок - иждивенцы) подсчитало Российское независимое социологическое агентство.
По европейским стандартам (а решили брать за основу именно их), наши богатые герои живут в 4-комнатной квартире. Если они снимают ее вместе с обстановкой, то стоит это не меньше $2000 в месяц. Услуги приходящей домработницы обходятся в $300, няни - в $400. Ежедневно семейство питается на сумму $40 (продукты с рынка и с наценкой супермаркетов), два раза в неделю мама и папа посещают ресторан средней руки - это еще $160. На хозяйственные и косметические нужды отпускается $100 ежемесячно. Колготки, носочки, носовые платки и прочие "булавки" отнимут столько же. Раз в неделю жена позволяет себе воспользоваться услугами косметолога - $15, а муж - за те же деньги - посетить сауну с друзьями. Пусть два раза в месяц семья совершит культпоход в кинотеатр ($10 билет, итого - $60) и по одному разу - театр, ночной клуб и выставку ($60, $100, $50). На книги, газеты и журналы уходит $36, спутниковое телевидение - $40, оплата двух сотовых телефонов в среднем $500. Допустим, что в семействе две машины, которые расходуют бензина на $110 и пользуются услугами механика на $40. И пусть наши участники эксперимента сделают одну крупную покупку в этом месяце за $500 и окажут благотворительную помощь на $200. Итого, грубо говоря, $4 000 - без учета аренды за квартиру. Вот такой уж у нас прожиточный максимум. Кому-то щи жидкие, а кому-то бриллианты мелкие...