Примерное время чтения: 8 минут
220

Первый зам. генпрокурора Ю. Бирюков. О делах "оборотней", "ЮКОСе" и коррупции

МИНУВШИЙ 2004 год уже кто-то назвал годом Генпрокуратуры - хотя бы из-за так называемого дела "ЮКОСа", процесс по которому идет сейчас в суде. Кроме этого, было раскрыто несколько громких убийств, на скамью подсудимых отправились госчиновники и "оборотни" в милицейских погонах. Подробности всех этих дел накануне Дня работников прокуратуры корреспонденту "АиФ" Татьяне КУЗНЕЦОВОЙ рассказал первый заместитель Генерального прокурора России Юрий БИРЮКОВ.

- НА ДНЯХ в суд наконец было передано дело "оборотней" - генерала МЧС и сотрудников Московского уголовного розыска. Складывалось впечатление, что сначала их громко задержали, а потом потихоньку отпустили...

- Да нет, не отпустили. Следствие передало в суд материалы о том, что генерал-лейтенант МЧС Ганеев и должностные лица Московского уголовного розыска действительно создали преступное сообщество и несколько лет вымогали у руководителей более чем 60 коммерческих организаций ежемесячную дань в размере от 1 до 10 тысяч долларов. На эти деньги обвиняемые покупали дорогую недвижимость в России и за границей, дорогие машины для себя и членов своих семей. Во время обысков только из банковских ячеек, арендованных арестованными, было изъято около 3 млн. долл. Кроме того, чтобы получать награды и поощрения на службе, они, используя свое положение, незаконно задерживали граждан, подбрасывали им оружие, наркотики, в результате чего невиновные люди лишались свободы.

- Во время расследования этого дела удалось выявить других должностных лиц из московской милиции или, может быть, чиновников, которые причастны к преступлениям этой группы?

- Никаких новых обвиняемых нет, достаточно и тех, кого арестовали. Хотя нередко в расследовании особо важных дел действительно появляются новые эпизоды. Например, когда наши следователи работали по убийству гендиректора ПВО "Алмаз-Антей" Игоря Климова, попутно было раскрыто еще пять убийств, совершенных теми же лицами: это убийства в Санкт-Петербурге директора ПКФ "Русма" Р. Нариманова, гендиректора завода им. Шаумяна М. Иванова, гендиректора ОАО "Проммашинструмент" Е. Нещерет и других. Все шесть убийств были связаны с борьбой за контроль над крупными питерскими предприятиями.

Чеченский след в убийстве П. Хлебникова

- ЕЩЕ одно громкое дело - убийство редактора русского "Форбса" Пола Хлебникова. Уже есть задержанные. Не могли бы вы озвучить основные версии, по которым ведется следствие? Говорили и о чеченском следе, и о коммерческой подоплеке, и о заказчике из "золотой сотни" самых богатых россиян - списка, опубликованного в журнале...

- Чеченский след здесь прослеживается только в том, что арестованный участник убийства М. Вахаев - уроженец Чечни. Объявлен в розыск подельник Вахаева М. Ибрагимов. Сейчас мы работаем над тем, чтобы подробно выяснить обстоятельства, при которых было совершено убийство: кто что конкретно делал, что готовил. А кто заказал преступление, его мотивы - будет выяснено окончательно, когда точно восстановят картину убийства.

- Не получится ли так, как это часто бывает: исполнители попадут за решетку, а заказчики останутся на свободе?

- Ну почему, и заказчиков мы находим и наказываем. В 2004 году вынесен приговор исполнителям и заказчику убийства депутата Госдумы С. Юшенкова. Задержаны заказчики убийства того же И. Климова.

Что скрывают олигархи

- НОВЫЕ аресты сотрудников "ЮКОСа" наблюдатели связывают с тем, что процесс над М. Ходорковским и П. Лебедевым застопорился и обвинению нужны дополнительные доказательства их вины...

- С процессом все в порядке, он идет нормальными темпами. Проверяются все материалы, которые были добыты предварительным следствием, и суд вынесет свое решение. А новые аресты связаны с тем, что люди из "ЮКОСа" ни на минуту не прекращали заниматься преступной деятельностью. Я имею в виду отмывание и легализацию денег. Именно этими вопросами и занимается следствие.

Вы, наверное, помните: в начале 2004 года по нашему поручению были арестованы счета "ЮКОСа" в Швейцарии. В прессе поднялся шум, что якобы мы арестовали деньги фонда "Ветеран" - бедные нефтяники в тяжелых условиях заработали себе средства на обеспеченную старость, а нехорошие прокуроры их арестовали. К сожалению, швейцарский суд в это поверил. В ходе расследования дел по отмыванию денег (речь идет об уже доказанных на сегодня 4,5 млрд. долл. на счетах фонда в Швейцарии) следствием было изъято одно интересное письмо. Его написал начальник правового управления "ЮКОСа" Д. Гололобов, который уехал якобы в командировку в Англию, а теперь там живет. Адресовано оно было тогдашнему главе компании С. Кукесу. Содержание следующее: "Направляем вам проект письма компании в адрес Генерального прокурора с просьбой дать разъяснение в отношении ареста активов фонда "Ветеран Петролеум". При этом обращаем ваше внимание, что... все основные прибыли и дивиденды от нахождения акций НК "ЮКОС" в данном фонде на самом деле причитаются основным акционерам и лишь незначительная часть - работникам на программу "Ветеран". Однако формально компания не обязана знать о реальных бенефициариях и получателях основной прибыли по фонду, поэтому такое письмо может быть направлено". Письмо датировано 17 марта 2004 года, когда дело было уже в суде. То есть сотрудники "ЮКОСа", таким образом, активно занимались противодействием следствию. Сейчас мы направили дополнительные документы в Швейцарию, чтобы возобновить процесс по счетам фонда.

- Сейчас в Америке идет суд по правомерности банкротства "ЮКОСа". Один из основных мотивов истца - весь бизнес компания вела прозрачно...

- Во время расследования отмывания денег мы обнаружили такой интересный факт. "ЮКОС" везде указывает, что продает нефть по 49 долл. за тонну. А на самом деле через подставные фирмы реализует ее по 150 долл. за тонну, имея, таким образом, 70% прибыли "в тени". Это прозрачность?

- Схема, по которой вел свой бизнес "ЮКОС", присуща почти всем крупным российским компаниям. В связи с этим ожидались новые подобные процессы, говорилось о "черных" списках прокуратуры...

- Надо, наверное, сначала разобраться с тем, чем мы сейчас занимаемся, - с "ЮКОСом". Теневая экономика есть и в западных компаниях, но там ее доля - максимум 30% от всей деятельности. 70% прозрачны. В "ЮКОСе" наоборот. Сказать же о том, что все российские компании подобным образом преступают закон, я не могу, пока у меня не будет конкретных документов.

Расценки на "услуги" прокурора

- КСТАТИ, о документах. Много говорится о докладе Счетной палаты по итогам приватизации. Его оглашение все время откладывается, что породило достаточно слухов. Вы этот доклад в руках держали? Есть ли там перспективы работы для Генпрокуратуры?

- Нет, этих итогов я не видел и, честно говоря, ими не интересовался. Зачем? У меня и так много работы. Давайте подождем, когда доклад обнародуют. Тогда посмотрим.

- Много работы - это что конкретно?

- Кроме руководства Управлением по расследованию особо важных дел я вообще курирую все следствие. А в управлении на сегодняшний день на расследовании находятся 49 дел, по которым в качестве обвиняемых привлечены 89 человек. В стадии расследования дело замдиректора департамента Минфина России Д. Михайлова, который получил взятку в виде машины за разглашение гостайны коммерческого характера. Недавно в его банковской ячейке при обыске обнаружили 850 тыс. долл., теперь выясняем, откуда они взялись. Продолжается следствие об убийствах 22 женщин в Иркутской области, которые совершались в течение 6 лет.

- Юрий Станиславович, почти все действия, совершаемые сотрудниками вашего управления, сопровождаются кампаниями в СМИ. Вы на это внимание обращаете?

- Наше дело - спокойно работать. А кампании в СМИ... Каждый имеет право использовать для защиты и такие методы. Маленький пример: в ноябре был вынесен приговор гендиректору столичной фирмы "Спецстройсервис-2000" Е. Янковскому, который путем мошенничества присвоил 1 млрд. рублей. Пока шел процесс, дня не проходило без выступлений в СМИ, а когда вынесли обвинительный приговор, все разговоры моментально закончились.

- Суть всех нападок на вас со стороны СМИ сводилась к тому, что во власти первого зама генпрокурора, курирующего следствие, дать ход тому или иному делу или приостановить его. Все иски вы выиграли. А как вы относитесь к тому, что существует негласный прайс-лист, этакие расценки на то, сколько стоит развалить или инициировать уголовное дело в прокуратуре? Ведь дыма без огня не бывает?

- Тяжело тут что-то сказать, и я не буду утверждать, что все сотрудники прокуратуры - кристально чистые люди. Но эти самые прайс-листы в большей степени все-таки не соответствуют действительности. Прокурор - такой же человек, как и все, со своими недостатками и достоинствами. И он тоже может совершить преступление. Привлечь к ответственности, отдать под суд - другого способа бороться с этим не придумано. Что мы и делаем, когда это необходимо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно