ЧИТАТЬ, смотреть и есть все японское сегодня вдруг стало невероятно модно. Особенно это касается молодежи. Особенно крупных российских городов. Книги современных японских авторов входят в число самых рейтинговых, картины Такеши Китано, ужастики в духе "Звонка" его коллег-соотечественников и анимэ-фильмы также пользуются успехом. Рестораны японской кухни и всевозможные суши-бары по всей стране плодятся так, будто без риса, сырой рыбы и 20-градусной рисовой водки саке жить стало невозможно. Молодая российская интеллигенция охотно поддается японизации. Ну а чему, в свою очередь, сегодня поддается молодежь Японии, которая, по единодушному мнению исследователей-социологов, является прообразом поколения третьего тысячелетия?
Модные аборигены
НОЧЬ. ТОКИО. Немного придя в себя после почти 10-часового перелета, напичканных электроникой туалетов и непрекращающихся приветственных поклонов, отправляюсь знакомиться с жизнью местных ровесников. Первая цель - знаменитый молодежный район Сибуйя, место, где, говорят, можно в полной мере оценить и почувствовать моду, характер и нрав молодой Японии.
Оказавшись в потоке самых продвинутых, раскрепощенных и модных аборигенов, начинаю чувствовать себя серой доисторической молью. Чтобы слиться с толпой "прототипов будущего поколения планеты", мне бы понадобилось отрастить волосы, перекрасить их в рыжий и поднять дыбом, обзавестись навороченным мобильником, чтобы круглые сутки слать с него SMS-сообщения, бросить курить, полюбить эротические комиксы (манга), привыкнуть к "умным" дверям, эскалаторам, туалетам и пр., возненавидеть малейшую грязь и много чего еще.
Дабы понять, чем развлекается местная молодежь, я, как мне казалось незаметно, увязываюсь то за одним, то за другим японцем (ниндзя, блин...). Первый же "экскурсовод" завел меня в переулок, где друг на друге красовались секс-шопы и видеопрокаты порно. Как выяснилось, именно в прокат мы и шли. Тысячи "горячих" кассет, холодные напитки, скрытое ширмой лицо кассира и специальные кабинки для просмотра видео. Даже самые поверхностные наблюдения показывают, что секс-индустрия в Японии поставлена на широкую ногу. Сей факт не особо вяжется с представлениями о дальневосточных соседях как о народе весьма сдержанном, пуританском и размножающемся посредством высоких технологий.
УТРО. СИМОДА. Запечатлев себя на фоне океана с сопровождавшей нашу журналистскую группу японкой, говорю ей: "Мари, по-моему, мы с тобой хорошо смотримся! Давай поженимся!" Девушка с поэтичной фамилией Оленье Поле задумалась и с неподражаемым акцентом пропела: "Холосё былё бы... но попозьзе". Поздние браки в Японии сегодня стали нормой. Женщины ударились в работу, отчего число молодых семей и рождаемость резко снизились. Девушки в отличие от молодых людей готовы водить такси, только бы чувствовать себя независимыми.
Даже после поголовно оснащенной мобильниками Москвы весьма странно видеть, как тысячи людей с утра до вечера пишут друг другу SMS-сообщения. Оказывается, для японца нет ничего страшнее, чем доставить кому-либо из окружающих малейшее неудобство, хотя бы разговором по телефону в метро, ресторане или даже на улице. Ежедневные упражнения с кнопками портативной электроники привели к тому, что молодежь стала использовать большой палец там, где раньше применялся указательный - на дверной звонок нажать, например.
Грибы и пиво
ДЕНЬ. СЕЛО ХЭДА. Появление нашей белокожей группы в провинции Японии у местных тинейджеров вызвало довольно странный интерес. Наверное, так же реагировали бы их сверстники где-нибудь под Саратовом, увидев толпу афроамериканцев. Нас фотографировали с помощью мобильников и тут же отправляли фото друзьям, гнущимся на рисовых грядках родителей. Провинциальная японская молодежь о России знает примерно столько же, сколько и городская. Знания сводятся к "Тату", водке и многострадальным Курильским островам. Кстати, за все время пребывания в Японии ни "Тату", ни Чебурашка нигде и никак мне не встречались. По-настоящему там процветают всевозможные Бритни Спирс и Томы Крузы. Традиционная японская культура давно слилась с американской. Кимоно сосуществуют с джинсами, палочки для еды - с вилками, "Макдоналдс" - с суши-барами.
ВЕЧЕР. КИОТО. "Ну что же ты, родимый, жмешься?! Продай хоть банку пива..." - уговаривали мы с коллегой уличный автомат. Припозднившиеся девушки на велосипедах смотрели на нас, как на дикарей. Они-то прекрасно знали, что после 11 вечера ни один автомат в Японии не продаст нам ни пива, ни сигарет, хоть ты тресни. Кстати, пиво в стране, где веками наливают саке, стоит достаточно дорого - порядка 90 рублей за пол-литра. Связано это с налогами на солод и ячмень. Молодежь предпочитает заменитель пива хаппосю. Стоит он почти в два раза дешевле, а по вкусу, крепости и запаху очень похож на дорогой аналог. Проблемы алкоголизма и наркомании в Японии не стоят, хотя галлюциногенные грибы можно купить без особого труда. Возможно, японский организм усваивает эти поганки без тяжких последствий.
НОЧЬ. ТОКИО. "Стриптизь нонь-стопь!!!" - почти по-русски кричал афрояпонец в смокинге, пытаясь затащить меня куда-то в подвал. Несмотря на предстоящий рабочий день и моросящий дождь, городская молодежь продолжала листать комиксы, потягивать саке... В отличие от поколения отцов современные молодые учиться и работать особо не рвутся. Молодые специалисты стараются устроиться на госслужбу. Это дает небольшой, но стабильный доход.
Одинокое, потерянное поколение молодых людей, о котором пишет Харуки Мураками, - вовсе не миф. Значит ли это, что такова участь следующих поколений планеты?..
P. S. Автор благодарит посольство Японии и Японо-российский центр молодежных обменов.