НА 10-м, ЮБИЛЕЙНОМ, "Кинотавре" известный актер театра и кино Александр ЗБРУЕВ пробыл всего три дня. И то в качестве почетного гостя - за время существования фестиваля он дважды был удостоен главной награды. "У меня претензий к "Кинотавру" нет, - говорит А. Збруев. - Наконец-то встретился с друзьями и коллегами. Мы так редко общаемся! Сама жизнь к тому не располагает..."
Актер и зависть
РАНЬШЕ я был лишен всякой зависти. Но сегодня я стал завидовать. Называйте мою зависть как угодно - черной, белой, я на все согласен. Зависть - она и есть зависть. Она невольно просыпается, когда узнаешь, что такие актеры, как Роберт Де Ниро, Джек Николсон, Аль Пачино, Дастин Хоффман, могут сами заказывать себе сценарий, выбирать режиссера, играть те роли, о которых мечтают... Нет, я не сравниваю их с собой. Это другие люди, у них иной генетический ряд, иная ментальность. Но, когда вдруг узнаешь, что Леонардо Ди Каприо получает 25 миллионов долларов, становится страшно. Мальчик, которому всего 24 года...
У нас тоже есть актеры. Прекрасные - такие, которых, как говорится, Бог талантом не обделил. Они снимаются в нашем "потухшем" кино, но получают за свои роли в тысячи раз меньше.
Если западные звезды занимаются коммерцией, то только для того, чтобы пустить в оборот избыточные деньги. А если нам приходится заниматься тем же, то жизнь превращается в мелкую суету, некий забег на неизвестную дистанцию. Мы бежим. Бежим долго, у нас не хватает дыхания, мы высовываем язык и все продолжаем свой бег, не зная, куда бежим и зачем. А наутро приоткрываем газеты, и нас опять бьют по башке. И мы ничего не можем сделать!
Актер и Родина
Я НЕ СЧИТАЮ, что сделал много для страны. Мои роли - это моя работа. Сколько стульев и кресел для страны сделал какой-нибудь плотник? А другой пять спутников запустил! Мы делаем, делаем, а отдачи-то все равно нет!
Раньше я много мечтал. Я столько мечтал, но все мечты превратились в прах. Родина нам недодала, недоплатила, не отдала, зато столько забрала... Она в долгу не только перед моими отцом и матерью, дедами. Уже сейчас она вся в долгах перед моими детьми и перед праправнуками. Поэтому о какой любви к Родине может идти речь? Что любить - березки, что ли? Зараженные реки, отравленную рыбу, кислотные осадки, радиоактивные выбросы? Ведь все это тоже Родина!
К моему великому сожалению, Родина никогда не приносила мне большой радости. От этого я и страдаю. В нашей стране нет даже особого отношения к таланту. У нас его не растят. А если и встречаются истинно талантливые люди, то они быстро забываются. Сколько уже забыто прекрасных режиссеров и актеров! Так что не настаивайте, чтобы я сказал слово "люблю" в отношении нашей Отчизны.
В былые времена, возможно, политика в меньшей степени интересовала актеров. Но сегодня в нашей стране с открытыми ранами живут практически все. И потому от действительности не скрыться даже за кулисами театра.
Хотелось бы, чтобы мы наконец-то начали выздоравливать. Слишком уж много пороков в нашем обществе, в нашей жизни. Пожелать ничего не могу - потому что не знаю что. Надеяться - это тоже слова. Работать - бессмысленно. Все работают.
Не знаю. Может, это не наше время? Мы не вписываемся в цивилизацию. Не умеем цивилизованно существовать. Надо идти вперед, а мы, как мне кажется, топчемся на одном месте. Поэтому я и вздрагиваю по утрам, когда включаю приемник или открываю газету.
Актер и зритель
ВЫ не представляете, как хочется ходить с высоко поднятой головой! Потому что знаешь, что на тебя смотрят люди. Они приходят в театр, в кино и видят тебя там совсем другим - не плачущим, а гордым, независимым, улыбающимся. Поэтому приходится поддерживать свое реноме. Это трудно, но необходимо.
Все, чего тебе не хватает в стране, в общении, заменяет твой Зритель. Тот прохожий, который улыбается тебе на улице и просит дать автограф. Он говорит "спасибо", и ты говоришь ему "спасибо" - за то, что он тебя помнит. Благодаря этим людям и существуешь как артист. Они тебя в себе несут.
Я смотрю на своих коллег и порой очень за них радуюсь. И не потому, что они создали что-то необыкновенное, а потому, что не склоняют головы. Сегодня за стенами театра чувствуешь себя брошенным, одиноким, ненужным. Но стоит выйти на сцену, и ты понимаешь, что по-прежнему нужен.
Кризис власти не в силах повлиять на любовь. Люди продолжали любить даже в самые трудные минуты жизни - и на войне, и в сталинских лагерях. Это чувство неистребимо, оно всегда существовало и будет существовать - как и театр. Сейчас много говорят о том, что театр скоро умрет. Он не умрет никогда. Он может лишь принять иную форму. Театр существовал до нашей эры, существует в наши дни и будет существовать вечно. Потому что театр - это любовь.