ТЕ, КТО периодически ездит через российско-украинскую границу и обратно, при слове "таможня" болезненно кривят лицо, вспоминая ночную, как правило, унизительную процедуру потрошения сумок. Однако действия украинских таможенников выглядят просто детскими играми по сравнению со случаями, которые происходят с некоторыми пассажирами, проезжающими транзитом через Белоруссию.
Нечаянный контрабандист
ОЛЕГ 3. (имя изменено, т. к. следствие по его делу еще не закончено) несколько лет назад уехал на ПМЖ в Германию. В прошлом году его тесть, уезжая в ФРГ, продал квартиру в Киеве и попросил зятя перевезти деньги через границу, потому что сам боялся ограбления. Олег забрал деньги, заехал в Москву к родителям, получил соответствующие банковские разрешения на вывоз валюты и отправился домой поездом Москва - Франкфурт. Наслушавшись разговоров о транспортных ворах, деньги он предусмотрительно спрятал в ботинках, о чем честно рассказал белорусским таможенникам при проверке в Бресте. И,конечно же, показал банковские разрешения и документ о происхождении денег.
Его вежливо попросили разуться и предъявить всю наличность до последнего доллара. Оказалось, что одно разрешение на 1000 долларов потерялось, и брестские таможенники обвинили Олега в контрабанде. Сначала ему показалось, что у него просто вымогают "незаконную" тысячу, и он честно предложил им взятку, не считая себя таким уж опасным преступником. Пассажиру объяснили, что за контрабанду в особо крупных размерах ему грозит лишение свободы от 1 до 3 лет. Разговор продолжили следователи в брестском СИЗО, в котором Олегу пришлось провести 2 недели. Капитан госбезопасности при встречах с арестованным неоднократно рассказывал, что в Белоруссии валютный голод, в органах имеется негласное распоряжение президента Лукашенко о тотальной конфискации всех валютных средств, так или иначе задержанных таможней. И в его ситуации срок отбывания наказания неизбежен. Впрочем, могут появиться смягчающие обстоятельства, намекнул следователь и пригласил в кабинет сотрудника контрразведки при УКГБ Белоруссии.
"Завербовали"
"ЭТОТ сотрудник, применив недозволенные методы следствия, вынудил подписать меня документ о сотрудничестве с белорусской контрразведкой", - написал в своем письме Олег.
Подписывая бумагу в брестском СИЗО, Олег уже думал о том, что по приезде в Германию сразу же обратится в БНД (немецкая федеральная разведслужба). Где находится ближайшее отделение, он не знал, поэтому отправился за консультацией в местную полицию. Полицейские с интересом выслушали суть дела и посоветовали пойти в органы госбезопасности, что Олег и сделал, дав необходимые показания в присутствии переводчика. Теперь можно было просто жить честным человеком с чистой совестью.
Но все не так просто. По каким-то непонятным причинам история Олега до БНД не дошла. Зато полиция городка, где он живет, вдруг проявила невероятную бдительность и разоблачила... белорусского контрразведчика. Бывшему москвичу пришлось через русскую газету, где он описал свою историю, искать себе адвоката. Сейчас идет следствие, и Олег пытается оправдать себя перед немецким законом. О его явке с повинной узнали белорусские "вербовщики". Несколько раз они звонили с угрозами, требовали отказаться от своих показаний.
Законное ограбление?
ИСТОРИЯ Олега звучит настолько неправдоподобно, что в нее трудно поверить, и если бы не официальные бумаги из различных инстанций, все было бы похоже на хорошо придуманный анекдот. Но не один он стал жертвой валютного голода братской республики. В СИЗО он познакомился с двумя москвичами, которых подчистую обобрали на брестской таможне. Они ехали в Германию, чтобы купить машины. У одного были банковские разрешения на вывоз валюты, но полная сумма в декларации не значилась, у другого разрешения просто затерялись. О наличии валюты они, как и Олег, честно рассказали проверяющему таможеннику.
А тот позже заявил, что обнаружил деньги во время обыска, да еще и свидетеля откуда-то нашел. Словом, ребята оказались в следственном изоляторе до суда, который признал их виновными и как бы законно изъял все деньги.
Как объяснили нам на брестской таможне, все деньги, провозимые через границу незаконно, т. е. без банковских разрешений или точного указания суммы в декларации, являются контрабандой и конфискуются по решению суда. А поскольку транзитные пассажиры не имеют жилья в Бресте, до заседания суда их помещают в СИЗО. Если какая-то часть суммы провозится законным путем, из нее вычитают штраф за контрабанду. Факт того, что пассажиров грабят подчистую, как разбойники с большой дороги, нам, конечно же, не подтвердили. В общем, придумано неплохо. Через Белоруссию транзитом за границу едет большое количество людей. Естественно, с деньгами. Многие боятся указывать свои суммы в декларациях, потому что, по слухам, польские мошенники получают информацию о потенциальных жертвах именно на польской таможне. Брестские таможенники об этом знают и проявляют особую бдительность, хотя некоторые пассажиры сами раскрывают им тайники. Таким образом и пополняются валютная казна родного государства и собственные карманы.