Примерное время чтения: 5 минут
101

Кремлевская принцесса против московской княгини?

КРЕМЛЬ объявил открытую войну московскому мэру Юрию Лужкову. Официальный повод - возможный успех лужковского "Отечества" на парламентских выборах и самого мэра на президентских. Официальная причина - "диктаторские" замашки Ю. Лужкова в политике и "нелиберальный" подход в экономике. Однако может оказаться, что суть противоречий кроется не в конфликте "кремлевской" и "лужковской" идеологий. Судя по всему, в преддверии президентских выборов схлестнулись амбиции двух женщин: дочери президента Татьяны Дьяченко и жены мэра Елены Батуриной.

Непостоянство Кремля

СОБСТВЕННО, сами Б. Ельцин и Ю. Лужков издавна питали друг к другу взаимную симпатию. Но вот отношения московского мэра и президентской администрации всегда строились по принципу "от ненависти до любви один шаг". Не один раз Юрий Михайлович попадал в опалу из-за интриг ельцинского окружения (то бывшего главы президентской охраны Александра Коржакова, то многоликого Анатолия Чубайса). Но из-за того что спокойная обстановка в Москве - залог устойчивости любого российского правителя, он каждый раз возвращался в обойму из соображений "государственного порядка".

Последняя такая любовь случилась в период борьбы президентской администрации с правительством Евгения Примакова. Обласканный президентом и "семьей" мэр упорно уклонялся от серьезного общения с премьером. В результате союз двух политических "тяжеловесов" так и не состоялся. А ведь он мог бы привести к реальной консолидации российской элиты и сделать политическое развитие страны предсказуемым и относительно стабильным минимум на ближайшие десять лет.

Впрочем, награды за лояльность Ю. Лужков не получил: после того как отгремели победные салюты в Вашингтоне по случаю отставки "империалиста Примакова", мэр тут же стал главной мишенью для Кремля и двух Белых домов (нашего и американского).

Всем батареям - огонь

В СЕКРЕТНОМ проекте Кремля по "политическому уничтожению" Ю. Лужкова собственно секретного мало. Первая задача - не допустить союза лужковского "Отечества" с губернаторскими объединениями (и прежде всего со "Всей Россией" и одним из ее лидеров Минтимером Шаймиевым). Кроме того, нужно оторвать от Ю. Лужкова социал-демократов, например, путем создания социал-демократического движения кемеровского губернатора Амана Тулеева "Возрождение и единство". Вторая задача - обрезать финансирование на предвыборную кампанию, подорвав экономическую мощь Москвы. Это можно сделать, например, путем прекращения выплаты субвенций за обеспечение городом столичных функций, ужесточения налогового пресса, перерегистрации РАО "Газпром", РАО "ЕЭС" и других крупнейших налогоплательщиков за пределами Московской кольцевой. Третья задача - развенчать Ю. Лужкова через подконтрольные средства массовой информации и создать ему личные проблемы с помощью "компетентных органов", обвинив, как водится, в коррупции и связях с мафией.

Вопрос в том, ограничится ли Кремль в борьбе с Лужковым такими кондовыми методами? Если да, то лучшей рекламной кампании Юрию Михайловичу не придумать. Такие "наезды" в два счета превратят его из московского градоначальника во всенародного любимца. Даже в глухой провинции решат: если с кандидатом борется нелюбимое ельцинское окружение, то Лужков - наш президент.

Не плюй в колодец!

КОГДА же Кремль осознает, что его война с Лужковым только прибавляет мэру популярности, то он, скорее всего, перейдет к более радикальным способам действий. Пробным камнем будет попытка отменить через судебные инстанции выборы московского мэра, перенесенные Мосгордумой с июня 2000 г. на декабрь 1999 г. (кстати, в полном соответствии с федеральным и московским законодательством), и раскручивание экс-премьера Сергея Кириенко, играющего роль главного критика экономической политики Ю. Лужкова. С другой стороны, у кремлевских стратегов может возникнуть соблазн поискать Юрию Михайловичу теплое местечко на нарах в "Лефортово" или отправить в добровольно-принудительную ссылку за границу, как питерского мэра Анатолия Собчака или бывшего депутата Моссовета Сергея Станкевича.

Вот только не перегнули бы палку. Месяц назад загнанные в угол прокурорскими санкциями на арест олигархи Борис Березовский, Александр Смоленский, а также примкнувший к ним управляющий делами президента Павел Бородин не просто "огрызнулись", но и организовали отставку Е. Примакова. Точно так же Ю. Лужков и его команда, попав в безвыходное положение, могут "огрызнуться" падением Кремля.

Достаточно вспомнить, что творилось в Москве, когда в булочных пару дней не было хлеба. Толпы на улицах столицы - верный признак смены власти в стране.

Шерше ля фам!

ОДНИМ из объяснений не поддающейся логике ожесточенности конфликта Кремля и Москвы может оказаться борьба двух женских линий: дочери президента и жены мэра.

Политическая роль "советника по имиджу" Татьяны Дьяченко широко известна. Но мало кто знает, что за подчеркнутой домовитостью и аполитичностью Елены Батуриной скрываются не меньшие амбиции. В одном из интервью она прямо заявила: "Все дело в генах - человек либо лидер по природе, либо нет. Я всегда была такой". И сегодня лидерство Елены Николаевны неоспоримо. Люди, близко знакомые с семьей мэра и столичными коридорами власти, знают - она намного лучше управляется с мэром Лужковым и его окружением, чем в свое время Раиса Максимовна с Михаилом Горбачевым.

Если в России все-таки состоятся новые президентские выборы, то во втором туре могут заочно встретиться кремлевская принцесса и московская княгиня. Чья линия победит - покажет время. Но, честно говоря, "домашняя" политика Батуриной выглядит предпочтительнее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно