Примерное время чтения: 6 минут
97

Лужков - наследник престола?

ПОСЛЕ того как Борис ЕЛЬЦИН дважды в течение трех недель встретился с мэром Москвы Юрием ЛУЖКОВЫМ, многим показалось, что президент наконец сделал выбор. Словно подтверждая догадки, Лужков на публике как-то хитро улыбается.

В. РЫЖКОВ: Что касается наследника - у Ельцина его точно не будет. Новым президентом станет самостоятельный политик, не обязанный этим постом предшественнику. Может быть, даже избранный вопреки ему.

В. АНПИЛОВ: Наследником Кремля Лужкову никогда не стать. Ельцин его все равно обманет, как бы тот ни выслуживался. Тайное желание Ельцина - передать власть по наследству дочери.

В. ЖИРИНОВСКИЙ: Я думаю, что Юрий Михайлович может перевесить Виктора Степановича в глазах Ельцина. Лужков сделал Москву самым богатым городом мира. А провинция, которой занимался пять лет Черномырдин, голая и нищая.

С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ: Ельцин и Лужков изначально были соратниками. Длительная пауза в их отношениях - целенаправленная "разводка", осуществленная прежде всего прежним главой президентской администрации В. Юмашевым. Новое руководство администрации, видимо, пришло к правильному выводу о том, что возобновление контактов между Ельциным и Лужковым необходимо.

История любви

ЕCЛИ свою производственно-номенклатурную карьеру Ю. Лужков сделал целиком сам, то взлетом он во многом обязан Борису Николаевичу. Именно Б. Ельцин после отставки Г. Попова летом 92-го своим указом назначил Лужкова мэром Москвы.

Ельцин благоволил к Лужкову и гораздо позже, когда тот выступил против приватизации по Чубайсу и предложил свой вариант.

Все это время Лужков платил своему президенту сторицей. Сам он говорил: "У меня одна любовь - Москва, одна любовь - жена, одна любовь - президент". В августе 91-го, как говорят, он послал матом гэкачепистов, протянувших ему руку дружбы.

В феврале 92-го активно поддерживал запрет коммунистической демонстрации и ее разгон с участием милиции. В конце того же года, когда обострилась конфронтация Ельцина со Съездом, окружил Кремль машинами, груженными бетонными плитами.

В мае 93-го санкционировал разгон первомайской коммунистической демонстрации. Осенью полностью поддержал ельцинский указ N 1400 о роспуске парламента, а потом велел отключить от мятежного "Белого дома" свет, воду, телефоны.

В 95-м Лужков не раз говорил, что поддерживает действия президента и правительства в Чечне.

История ненависти

ПРИ ВСЕЙ своей безграничной преданности президенту лично Лужков никогда не стеснялся в критике президентских приближенных. Первой ласточкой стала его конфронтация с А. Чубайсом. Со временем врагов прибавлялось, и зимой 94/95-го он попал в настоящую опалу. Сначала на него обрушился шквал публикаций в правительственной "Российской газете", где его обвиняли в коррупции и - самое страшное! - в президентских амбициях. Потом Служба безопасности президента положила в снег людей из близкого мэру "Мост-банка".

Лужков терялся в догадках - чем он не угодил президенту? Как выяснилось - ничем. Вернее, это президенту он ничего плохого не сделал. Зато мешал кое-кому из его окружения. Нетрудно увидеть: за "Росгазетой" стоял В. Черномырдин, за спецслужбами - А. Коржаков. А за ними обоими - Б. Березовский.

В конце концов объединенному фронту Чубайса, Березовского и примкнувшей к ним Службе безопасности президента удалось-таки влить в душу Ельцина ревность, переходящую в ненависть.

Личные же отношения двух героев то теплели, то замерзали. Накануне юбилея Москвы Лужков тщетно добивался аудиенции у президента. А на официальном мероприятии, куда нельзя было не прийти, президент уклонялся от обычных в таких случаях поцелуев.

Они не виделись с глазу на глаз около года. Должно было произойти что-то невероятное, чтобы встреча состоялась. Она стала возможной только по одной причине - премьер Е. Примаков занял слишком сильную позицию, и Ельцину понадобился противовес.

Что их сближает

ЕСЛИ БЫ Борис Николаевич действительно искал себе политического наследника, он и впрямь не смог бы пройти мимо колоритной фигуры человека в кепке. Хотя бы потому, что мало найдется в России политиков такого масштаба, столь похожих на самого Ельцина.

Прежде всего и тот и другой обладают ярко выраженной харизмой. Оба - талантливые популисты, склонные к "сильным решениям", оба умеют завораживать толпу. 10 лет назад Ельцина в Москве боготворили точно так же, как сегодня Лужкова.

У них много общего в биографии. Оба пришли в политику с производства, оба - "технари". И тот и другой сегодня "отбывают" на своем посту второй срок. Они победили на выборах в один день - 16 июня 1996 г., когда Лужков вторично стал мэром Москвы, а Ельцин вышел в финал президентской гонки вместе с Г. Зюгановым.

И тот и другой наделены инстинктом власти. Обоим свойствен авторитарный стиль правления, не терпящий, чтобы кто-то из подчиненных высовывался, лез поперед батьки в политику.

У каждого из них есть и своя "Раиса Максимовна". Как говорят, жена Лужкова Елена влияет на мэра ничуть не меньше, чем на Ельцина - дочка-советник Татьяна Дьяченко. Наконец, у них общие внеслужебные интересы. Оба любят спорт и рыбалку.

Что их разъединяет

ПАРАДОКСАЛЬНО, но именно эта "похожесть", быть может, мешала Ельцину до сих пор поставить на Лужкова. Политики такого масштаба интуитивно тянутся друг к другу, но и - отталкиваются. По принципу, сформулированному генералом Лебедем: двум пернатым в одной берлоге не ужиться. Особенно когда обе птицы - высокого полета.

Но дело не только в амбициях. При всей общности характеров и биографий между Ельциным и Лужковым есть принципиальная разница в системе ценностей.

Сегодняшний президент - антикоммунист до мозга костей. Лужков же до конца еще не определился с идеологией. Он называет себя центристом. И договаривается о союзе то с С. Кириенко, то с А. Шохиным, то с Г. Зюгановым, то с Г. Явлинским. Шокируя политологов, обещает соединить несоединимое - "Яблоко" и КПРФ в блоке с "Отечеством". Собственная национал-патриотическая риторика (Крым, Севастополь, защита русских в Латвии) не мешает ему поносить А. Макашова и А. Баркашова.

Может ли президент быть спокоен за свою судьбу и будущее семьи, "унаследовав" власть столь неоднозначному преемнику?

Впрочем, надо знать натуру Бориса Николаевича, чтобы поверить в искренность его "посвящений в преемники". Старый патриарх не мыслит себя вне Кремля. Здравый смысл, быть может, и подсказывает ему - "готовь смену!". Но инстинкт власти сильнее...

Когда-то он уже объявлял своим "политическим внуком" Немцова. Потом намекал (и до сих пор намекает), что всех сильнее и умнее - Черномырдин. Потом называл будущим президентом саратовского губернатора Аяцкова.

Лужков в этом ряду не первый и наверняка не последний. Хотя - как знать?..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно