Примерное время чтения: 6 минут
141

Новое поколение выбирает... триппер

МОЯ 13-летняя племянница Ася - вполне современный столичный подросток. Еще два года назад она обстоятельно изучила увесистую "Энциклопедию для девочек" и с тех пор охотно делится со своими сверстницами ценной информацией. Хотя, как она призналась, чаще всего в этом нет необходимости, так как продружки "давно сами все знают". С родителями "об этом" Ася никогда не говорила и уверена, что говорить не станет, лучшим источником считая "умные книжки с картинками" и фильмы, которые родители ей смотреть не запрещают. В будущее она смотрит по-взрослому прагматично: "Целоваться - пожалуйста, но с сексом подожду до института".

Цветочки секс-революции

ЕСЛИ 20 лет назад среднестатистический москвич начинал сексуальную жизнь в 17-18 лет, а среднестатистическая москвичка - не раньше 19, то сегодня это "историческое" событие происходит на два-три года раньше: в среднем в 15-16 лет. По разным данным, от трети до половины столичных старшеклассников уже занимаются сексом, причем около 10% распрощались с невинностью уже в 14-15 лет. Любопытно, что девочки теперь теряют девственность одновременно или раньше, чем мальчики. Наши тинейджеры практически догнали американцев, долгое время считавшихся в этой области наиболее "продвинутыми" (средний возраст сексуального дебюта там давно уже составляет 15 лет), и уж подавно перегнали западноевропейских (в том числе голландских и скандинавских) подростков, вступающих в половую жизнь в 17-18 лет. И если еще в 70-х секс до брака считался, во-первых, делом опасным из-за недоступности противозачаточных средств, а во-вторых, просто неприличным, то для нынешней молодежи (по крайней мере московской) он стал не только возможным, но и весьма желательным. Например, по результатам исследования, проведенного Российской ассоциацией планирования семьи два года назад в нескольких московских ПТУ, абсолютное большинство опрошенных добрачную любовь одобрили.

"Модные" болезни

СЕГОДНЯ секс-индустрия цветет в Москве буйным цветом, и большинство соответствующей продукции, а также всевозможная сексуальная информация в Интернете доступны в том числе и поколению, выбравшему пепси. И увы, далеко не все так же рассудительно прагматичны, как моя ученая племянница. В одном из городских центров планирования семьи мне рассказали историю 15-летней девочки, которая забеременела (естественно, незапланированно) и вскоре после этого покончила с собой. Последней каплей было полное непонимание со стороны матери. И подобные случаи в Москве давно не являются чем-то из ряда вон выходящим. С начала 90-х и вплоть до последнего времени девушки в возрасте до 19 лет делали от 10 до 15 тыс. абортов в год. И это только по официальным данным! А количество заражений сифилисом выросло по сравнению с прежним десятилетием более чем в 70 раз. Пик экстремальных последствий секс-революции пришелся на 1995-1997 гг., в последние же годы наметилась тенденция к снижению числа как подростковых абортов, так и венерических заболеваний (см. таблицы 1, 2).

Уменьшилось и число детей, появившихся на свет у 14-17-летних девочек: с 1557 в 1995-м до 1070 в прошлом году, каждый четвертый из которых будет воспитываться матерью-одиночкой (данные московского Комитета по делам семьи и молодежи). Некоторая стабилизация наблюдается и по числу тинейджеров, заразившихся сифилисом. Но в целом ситуация остается катастрофической. Причем молодежь 13-19 лет составляет, по информации Минздрава, почти 16% всех болеющих этой страшной инфекцией. А цивилизованная Европа глазеет на нас в немом изумлении: там случаи сифилиса у взрослых, не говоря уже о подростках, считаются чуть ли не национальным бедствием.

Секс-просвет накрылся

ЧТО остается делать - вновь насаждать табу на секс и пытаться оградить молодых от "развращающей" информации? В экстремистских кругах активно пропагандируется мнение, что опасная ситуация в Москве сложилась главным образом из-за того, что молодежь слишком хорошо информирована и спешит испробовать теорию на практике. Хотя по результатам многочисленных исследований, проведенных в разных странах Всемирной организацией здравоохранения, сексуальное просвещение, наоборот, несколько откладывает начало половой жизни и вдобавок делает секс более безопасным. В той же Швеции, где уроки по половому воспитанию в школах стали обязательными еще в 1954 г., абортов регистрируется в 3 раза меньше, чем у нас, а в далеко не целомудренной Голландии - аж в 11 раз меньше. В 1997 г. проект школьного секс-просвета был вынесен на рассмотрение Госдумы и вызвал огромный скандал, после чего все программы полового воспитания в столичных школах строго-настрого запретили, а против разработчиков курса даже возбудили уголовное дело. В принципе почти в каждом округе существуют центры планирования семьи, но далеко не везде есть специалисты, готовые слушать и просвещать смущенных подростков. По закону, в ночные клубы и вообще на любые тусовки, начинающиеся после 22.00, пускать можно только достигших 16 лет, а на ночные мероприятия - только с 18 лет. Но владельцам заведений соблюдать подобные ограничения и, скажем, спрашивать у подозрительно юных на входе паспорт, само собой, невыгодно. Часть проблем была бы решена, если бы во всех модных среди молодежи местах стояли автоматы, торгующие презервативами. Пока такие прибамбасы (давно обычная вещь для всех западноевропейских городов) имеются только в нескольких столичных ночных клубах. "Не готовя подростков к реальной жизни, - считает Сергей Агарков, генеральный секретарь сексологической ассоциации "Культура и здоровье", - мы поступаем преступно. Неизвестно, пригодится ли школьнику всякая абстракция вроде тригонометрии, а вот с сексуальными отношениями предстоит столкнуться каждому. Но не стоит думать, что половое воспитание - это обучение технике секса. Это часть воспитания зрелой личности, общекультурного образования современного человека. А запреты и запугивания вызовут обратный эффект".

"В день к нам обращается по нескольку десятков подростков в возрасте от 14 лет, - рассказывает Любовь Кормачева, директор Центра планирования семьи и сексуального просвещения молодежи и подростков Северо-Западного округа. - У всех масса вопросов, в основном о том, как предохраняться. Поэтому сексуальное просвещение необходимо на государственном уровне, а существующий запрет на половое воспитание в школах - ханжество и недальновидность. В принципе московская молодежь очень разумная, важно только вовремя дать нужную информацию, чтобы появилась ответственность за свою жизнь. А пока главным источником сексуальной информации остается улица".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно