ПОМНИТЕ, как мы иронизировали над щедрой помощью СССР "братским" странам? В 1993 г., когда новая Россия вступила в Парижский клуб, появилась и оценка этой помощи - 150 млрд. долл. Но называлось это уже долговыми активами. Должны были нам куда больше, чем мы. Но "взаимозачет" не получился. Активы России скостили почти до 20 млрд. долл. (отказались считать военные поставки, учли бедственное положение должников). А пассивы увеличили на 30 млрд. долл.,
заставив признать за собой долги перед странами Восточной Европы. Откуда они взялись? СССР поставлял в "братские" страны нефть и газ по смешным ценам (во много раз ниже мировых), а оттуда получал ширпотреб, но уже по ценам почти мировым.
Почему российская делегация была такой безропотной? Очень нужно было получить доступ к западным кредитам. Что из этого вышло, теперь знают все: в 1997 г. более половины собранных в казну "живых" денег ушло на выплату
только процентов по долгам.
А ВОТ о том, как мы свое возвращаем, что-то ничего не слышно. Разве что в каком-нибудь странном контексте. Взорвали машину бывшего замминистра финансов А. Вавилова - оказывается, это связано с возвратом индийского долга. Отказался А. Шохин от вице-премьерства - одна из газет комментирует это под заголовком "Березовский приватизирует долги СССР", где приходит к выводу, что при министре финансов М. Задорнове половить рыбку в мутной "долговой" воде
будет невозможно, во всяком случае с большим размахом.
Более определенные представления о том, как работают с "активами", есть в материалах проверки Счетной палаты.
Например, казна ничего не получила от погашения долга Танзанией. С этой страной договорились, что часть ее долга в 35 млн. долл. будет использована для строительства отеля "Шератон". Реализовать проект должна была частная компания "Танрусс", где государство имело контрольный пакет акций.
Чтобы 35 млн. долл. были под контролем, они должны были поступить на счет Внешэкономбанка в одном из банков Танзании. Но деньги перевели на счет "Танрусса". Минфин ничего не сделал, чтобы получить компенсацию за использование госдолга. Не "увидела" казна и дохода от эксплуатации выстроенного на госсредства отеля.
ВЕСЬМА странная история случилась с Ганой. Эта страна, щедро одаренная природой (какао-бобы, золото, алмазы, бокситы, древесина и т. д.), имела репутацию достаточно надежного плательщика. И тем не менее 13,5 млн. долл. ганского долга продают компании "Лазар Бразерс энд К", Лимитед" за 3,9 млн. долл. То есть за 1 доллар долга получили 25 центов. Вскоре Гана выкупила свои долги по 75 центов. Более того, как выяснилось, она готова была заплатить их.
Цитата из отчета Счетной палаты: "Имеют место случаи переуступки всей задолженности ряда стран при весьма странных обстоятельствах, когда Минфин России не поставил в известность ни одно заинтересованное министерство, в том числе МИД РФ".
Легко "сдала" Россия и долг Никарагуа, экономически перспективной страны. Здесь и рыба, и золото, и ценные породы древесины. Но Никарагуа простили 90% долга, а оставшиеся 10% растянули на 20 лет. На таком варианте,
как объяснили, настоял МВФ.
Но и с деньгами тех, кто исправно платит (Индия, Индонезия, Пакистан, Монголия, Вьетнам), происходили разные метаморфозы.
Бывший сотрудник МВЭС как-то рассказал мне, как стали "новыми русскими" некоторые его друзья. Они создавали фирмы, которые занимались реализацией товаров, поступающих в счет долга. Немалая часть товара списывалась - кожаные куртки оказывались как бы бракованными, бананы "сгнивали"... Но и то, что доставалось
казне, приходило с большими задержками, обесценивалось инфляцией. В конце концов даже Индия возмутилась: получившие от государства квоту коммерческие банки перепродавали товар коммерческим фирмам, а те нередко отправляли его не в Россию, а в третьи страны.
ТАК было. Так есть? Так будет? Точная информация о том, что сегодня происходит с нашими долговыми активами, есть в Минфине. Но рассказать об этом здесь отказались. Почему? Как сказал руководитель департамента управления государственным внешним долгом А. Смирнов: "Не могу, и все".
Повторяю свой вопрос через газету. Ведь гражданам куда как приятнее было бы узнать, как Минфин и прочие ответственные ведомства возвращают в страну ее собственные деньги.
А не побираются в очередной раз. Тем более что кроме рамок Парижского клуба есть еще и двусторонние отношения со странами. Не так давно бывший тогда министром экономики Я. Уринсон говорил, что нам должны еще десятки миллиардов долларов. И вернуть их реально. При нашей хронически пустой казне проблема возврата долгов так же хронически актуальна. А сейчас и подавно.