БОЛЬШЕ года назад я начал настойчиво говорить о вероятном для России сценарии развития событий. А именно - о переходе власти к правой диктатуре. Этот сценарий, не раз опробованный другими странами (наиболее яркие примеры - правление генерала Франко в Испании накануне Второй мировой войны, правление Пиночета в Чили), становится реальностью и у нас. Предпосылки для появления такой диктатуры налицо. В результате экономического кризиса, роста социальной напряженности возникла угроза левого реванша. Роспуск Думы и досрочные выборы вполне возможны. Оппозиция уверена, что получит на них подавляющее большинство голосов. Скорее всего, так и будет. Что дальше? Открывается путь к изменению Конституции. Президент мало что сможет противопоставить вновь избранной, резко покрасневшей Думе и почти наверняка солидарному с ней Совету Федерации. Одновременно коммунисты попытаются провести радикальные экономические преобразования. Встанет угроза национализации, передела собственности, а значит, огромных потерь для нынешних магнатов. Последних это не устраивает. И, судя по всему, олигархи нашли противоядие от красной угрозы именно в установлении правой диктатуры. Не случайно Б. Березовский заявил, что для реализации экономической модели типа аргентинской нужен сильный лидер. И даже фамилии назвал: А. Лебедь или Ю. Лужков. На кого будет опираться новоявленный
диктатор? Как ни парадоксально, в первую очередь на олигархов. Сегодня они кровно заинтересованы в том, чтобы сохранить капиталы. Они уже поймали золотую рыбку в мутной воде и теперь до смерти боятся в этой воде захлебнуться. Олигархам нужны порядок в государстве и экономика, построенная по четким правилам. Диктатуру они используют как политический инструмент для продолжения жестких реформ и усмирения недовольных.
ПРАВАЯ диктатура может оказаться не самой худшей формой власти при двух условиях. Первое - если политика этой диктатуры не будет изоляционистской, т. е. Россия не отгородится опять от всего мира "железным занавесом". Второе - если удастся избежать распада страны. А такая опасность велика. Переход к диктатуре в столице возможен только нелегитимным путем. Как поведут себя регионы, предсказать трудно. Можно предположить, что у части местных элит взыграют амбиции и повторится 91-й год. Ведь толчком к развалу Союза послужил именно дефицит легитимности центральной власти - проще говоря, на фоне всенародно избранных глав республик президент М. Горбачев оказался заведомо более слабым лидером. Теперь судьбу Союза рискует разделить Российская Федерация. Впрочем, пока есть шанс не допустить этого гибельного сценария.