УШЕДШИЕ в прошлое конституционные, новогодние и рождественские праздники должны были оставить у граждан ощущение державности, если не железобетонности власти. Однако череда госприемов, каждый из которых имел своего хозяина, стала скорее демонстрацией расчлененности власти, ее трансформации в более жесткую и прагматичную.
Гулянье, как помните, началось 12 декабря - в День Конституции. Президент давал прием в Кремлевском Дворце, и его окружали известные артисты, писатели, редакторы газет и телемагнаты. Политики, за исключением видных коммунистов, и производственники "разбавляли" эту среду, и все было очень мило.
Следующий прием в том же месте прошел 30 декабря. По традиции его давал московский градоначальник Ю. Лужков. Но как все изменилось! Впервые сюда не пришел Б. Ельцин, и это походило на его вызов мэру. Зато присутствовали все "крепкие хозяйственники" типа Г. Зюганова и Ю. Маслюкова. В то же время не было никаких реформаторов, включая Е. Гайдара и Б. Немцова. Немногих представителей интеллигенции посадили по краям зала, дав понять, где будет их место. Юрий же Михайлович был в центре внимания, одет во фрак с бабочкой и речь держал минут на 40, говорил гладко и темпераментно.
И вот - Рождество и новый прием. На этот раз - Патриарха Алексия II. Это был самый сексуальный прием - в том смысле, что такого количества дам с оголенными плечами и спинами, да в обтягивающих платьях не было до того нигде. Гвоздем программы стало двухчасовое представление гостей собственно Патриарху и некоей госпоже Сотниковой. Человек в рясе и дама в открытом обтягивающем платье с опушкой стояли рядом, а к ним через весь зал шла вереница людей - министры, артисты, космонавты, стареющие писатели. Интересная деталь последнего времени - молодые жены при пожилых мужьях. Это и Н. Богословский, и С. Михалков, космонавты А. Николаев и А. Леоновым. Одним словом, наша церковь расслабилась - прием почти ничем не напоминал далекую от мирской суеты встречу религиозных братьев и сестер. Впрочем - время такое.