"НАРОД так много тратит времени и сил на выживание, что культуру успевает считывать только с телевизора". Продолжая эту мысль Юрия Шевчука, можно сказать, что музыкальную культуру считывают с видеоклипов. 239 музыкальных роликов, принимавших участие в последнем фестивале видеоклипов "Поколение-98", свидетельствуют о том, что "клипать" стали больше и чаще. Но лучше ли?
КЛИПМЕЙКЕРЫ - ДЕТИ КИНОРЕЖИССЕРОВ
НА ЗАРЕ отечественного клипмейкерства съемкой музыкального видео занимались в основном избранные - благополучные дети режиссерских династий, обучавшиеся навыкам киношного ремесла во ВГИКе (Бондарчук, Михалков, Кеосаян, Прыгунов, Янковский и т. д.). Насмотревшись МТVишных опусов, новоявленные режиссеры ринулись на клипмейкерскую стезю, приносившую быстрые и немалые деньги. Так на свет появилась компания "Art Pictures group", костяк которой составили
Степан Полянский, Федор Бондарчук, Степан Михалков и Антон Табаков. Для демонстрации своих успехов на этом поприще и пропаганды "несерьезного", с точки зрения большого кино, ремесла они и придумали в 1991 году фестиваль "Поколение". Первый раз в нем участвовало всего 57 видеоклипов (с каждым годом эта цифра росла в арифметической прогрессии). Раньше исполнители сами искали деньги для своих роликов: брали в банке, одалживали у друзей, находили спонсоров.
Ныне артист заключает контракт с грамзаписывающей компанией, где предусмотрено финансирование съемки видео и размещение его на ТВ.
ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ
ВРЕМЕНА монополии "Art Pictures group" как единственной компании, снимающей приличные ролики, давно канули в Лету. Сегодня контор, клипающих и размещающих свою продукцию в эфире, - пруд пруди. "Устаканились" не только рынок рабочей режиссерской силы, но и тарифы за оплату их мастерства. Большинство опрошенных режиссеров сказали, что обычно берутся за работу при смете от 10 тысяч долларов и выше. Гонорар берут в зависимости от именитости артиста
и величины сметы. Иногда снимают вообще бесплатно. Например, на песню "Весна" группы "Ва-банкъ" режиссер Лаврентьев снял ролик всего за 1 тыс. долл. Именно во столько обошлись черно-белая отечественная, к тому же "бэушная", пленка и монтаж. Себестоимость клипа "Грин Грей" на песню "Под дождем" колебалась в районе 3-5 тыс. долл. Группе он не стоил ни копеечки, так как ребята из "Art Pictures" сняли его на своих мощностях бесплатно в качестве приза
за победу на одноименном "поколенческом" музыкальном фестивале. Анимационный видеоклип Дмитрия Маликова на песню "Звезда моя далекая", похожий на рекламу зубной пасты "Маклинз", не может стоить меньше, чем 40 тысяч условных единиц.
КАКОВ КУПЛЕТ, ТАКОВ И СЮЖЕТ
ОПЯТЬ ЖЕ большинство опрошенных профессионалов отметили, что свежей режиссерской мысли в клипах не появилось. Мотивировали край не низким уровнем музыкального материала, который нужно экранизировать. Шедевры клипмейкерского искусства тем более не могут возникать там, где заказчиком выступает студия звукозаписи. Удачи появляются тогда, когда автора ролика вдохновляет музыка. Так, Александр Солоха снял необычный ролик "Never Let Me Down Again" для англичан "Depeche Mode". В нем нет никаких космических пространств, электронных облаков и прочих "спецэффектов", так полюбившихся
нашим клипмейкерам. Большинство же клипов однообразны и банальны. Самих режиссеров уже тошнит от исполнителей, которые мечутся под музыку перед статичной широкоугольной камерой в узких коридорах и комнатах. Примеров огромное количество: "Мумий Тролль" во всех клипах, Николай Носков, стенающий "Я тебя люблю", Наталья Ветлицкая с "Что хочешь, то и думай", "Моральный кодекс" - "I'm Coming". Но клип Ветлицкой при отсутствии декораций смотрится благодаря
приему цветокоррекции, создающему ощущение, что певица переодевается в наряды то красных, то синих цветов. Именно эта профессиональная уловка делает в клипах глаза наших кареглазых попзвезд голубыми или зелеными.
ЗАПАД НАМ ПОМОЖЕТ
НИ ДЛЯ КОГО не секрет, что многое из того, что делают наши мастера видеорядов, заимствовано у западных коллег. Даже несмотря на шумиху вокруг ролика Мадонны "Frozen", который она якобы "содрала" с "Вороны" Линды, больше "дергаем" мы. Вроде бы оригинальные мультипликационные "медсестры в повязках" Филиппа Киркорова после просмотра видеоклипа закордонной группы "Эротик" уже кажутся повтором. Все тенденции западной музыкальной моды моментально отражаются
у нас. На смену постановочным фильмам-историям с участием приглашенных актеров, которые снимали в начале 90-х "Aerosmith" и "Bon Jovi", пришли мелькающие видеокартинки. Учащенное чередование кадров (цейтрафер), использованное в новом ролике Мадонны "Rаy Of Light", присутствует чуть ли не в каждом втором отечественном ролике. Режиссер и член жюри "Поколения" Александр Файфман заметил по этому поводу: "Никто уже не борется за самобытность. Клипы - это
сугубо западное явление, поэтому все используют то, что наработано ИХ режиссерами. Даже ролики фолк - группы "Золотое кольцо" несамобытны, так же как и музыка, в создании которой применялись секвенсоры, драм-машина и прочие западные технологии..."
НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ И ТУАЛЕТЫ
КЛИП должен возбуждать, раздражать и провоцировать. Чего только не придумывают для этого. Самое банальное - сексуально потирающие себя девушки-статистки, демонстрация нижнего белья, слезы, экзотические животные (те или иные элементы присутствуют в 50% роликов). Псевдоэротичность наших клипов удачно спародировал Сергей Минаев в ролике "Музыка поп". Вмонтированные кадры с задницами из разных отечественных клипов удачно иллюстрируют слова "музыку поп
любит наш народ". Есть идеи пооригинальнее - туалеты. Их символы - белые унитазы - мелькают у Богдана Титомира ("Москва, клубная пора"), Алики Смеховой ("Не перебивай"), Дмитрия Маликова ("Ты одна ты такая"). Но есть действительно удачные образцы "шоковой" терапии. Мрачная эстетика анимационного ролика "Текиладжаззз" "Тишина и волшебство" достаточно тонко передает настроение песни. Поганки, девочка-вампир, ее бесформенный папаша, разрубающий пополам
Валдиса Пельша в телевизоре, и все это на фоне слов: "Я угадал с четвертой ноты твой мотив..." - хорошая "страшилка" для непослушных детей. Как обещано Борисом Зосимовым, с 26 сентября в России начнет вещать 21-часовой музыкальный канал МТV. Наряду с "эмтивишной" продукцией там будет демонстрироваться и наше родное видео. Может быть, это будет способствовать тому, что музыку поп, которую так любит наш народ, будут экранизировать все-таки более достойно.