Под угрозой безопасность не только Б. Н. Ельцина, но и его ближайшего окружения, а также правительственных чиновников самого высокого ранга. Об этом в беседе с нашим корреспондентом Сергеем Калининым заявил генеральный директор Казанского вертолетного завода Александр Лаврентьев.
ИМЕННО это российское предприятие - монополист в производстве отечественных геликоптеров со специально оборудованными салонами для особо важных персон.
До сих пор ни один из винтокрылых "членовозов" не подводил своих высокопоставленных пассажиров. Так что же послужило причиной столь мрачных прогнозов, сделанных директором Казанского завода?
- На президентский вертолет уже 3 марта нынешнего года истек срок заводской гарантии на использование специальных
литерных рейсов. Об этом мы предупреждали соответствующие службы в правительстве и охрану президента. Если учесть, что Ельцин любит летать на вертолете, причем очень часто вместе со своими зарубежными друзьями, то, я думаю, названные службы должны быть порасторопнее, дабы не случилось беды.
Со слов Александра Лаврентьева, на сегодняшний день все вертолеты государственной транспортной компании "Россия" также с выработанным гарантийным ресурсом. Недавнее
аварийное приземление Бориса Немцова (по пути на встречу с отдыхавшим на Валдае президентом) - убедительная иллюстрация того, к чему может привести такая беспечность.
Вот уже три года идут затяжные переговоры о приобретении для Ельцина нового вертолета. За это время по одной машине отправлено в Узбекистан и Казахстан (последний недавно заказал еще две), президент Лукашенко пожелал купить себе нового винтокрылого друга. По слухам, на многих президентов
стран СНГ, побывавших с официальными визитами в США, сильное впечатление произвела церемония перелета на спецвертолете из аэропорта в Вашингтон и приземление на лужайке перед Белым домом.
Достаточно дорогостоящую продукцию казанцев (в несколько миллионов долларов) в последнее время стали заказывать крупные российские банки и предприятия. За прошлый год они купили 10 машин. Посмотрев один из таких салонов, я, если честно, не увидел там ничего сверхъестественного:
внутри достаточно просторно, есть раздевалка, туалет, удобные кресла для девяти пассажиров. Предусмотрены места для охраны и стюардессы, установлены отечественный холодильник, небольшой бар и крошечная плита для подогрева пищи. К излишествам, пожалуй, можно отнести только аудио-, видеосистему, ну да этим сейчас не удивишь и чукотского оленевода.
А вот о вертолете, построенном недавно для египетского президента Хосни Мубарэка, среди рабочих ходят легенды.
Весь салон был отделан ценными породами дерева, пол застелен дорогим восточным ковром, а каждое из специальных кресел, привезенных из США, стоило по 20 тыс. долл. Хотя, как утверждают специалисты, их главная ценность не в дорогой обивке, а в особой конструкции, которая позволяет выдержать в экстремальной ситуации очень сильный удар. Для того же Египта здесь сейчас собирают несколько летающих хирургических госпиталей.