Примерное время чтения: 5 минут
179

"Крылья" власти

Управление делами Президента РФ недавно объявило о намерении заметно обновить летный парк высших руководителей страны. "АиФ" решил выяснить: в каких условиях сегодня летают высокопоставленные чиновники и губернаторы.

ИХ не заставляют снимать ботинки и вытряхивать карманы в зоне досмотра. Они не стоят в очереди на регистрацию и не "парятся" в залах ожидания. К их услугам шикарные залы VIP-обслуживания с кожаными креслами и диванами, лучшими сортами коньяка в заботливо подогретых бокалах. Но чаще всего "мерседесы", "ауди" и "БМВ" с "флагастыми" номерами и мигалками на крышах подвозят их прямо к трапу.

Борт N 1

ВОЗДУШНОЙ перевозкой первых лиц государства занимается ГТК "Россия". Как сообщил управляющий делами президента В. Кожин, спецавиаотряд состоит из 30 единиц техники. Помимо самолетов в нем имеются новые модифицированные вертолеты Ми-8.

Кроме президента пользоваться спецсамолетами вправе премьер-министр, председатели Госдумы и Совета Федерации, министр иностранных дел. В скором времени к этому кругу, по словам В. Кожина, может примкнуть и Генеральный прокурор.

Первый президентский Ил-96 построили в 1995 г. Начинку самолета тогда оценивали в 39 млн. долл.

Год назад летный парк президента был обновлен новым Ил-96, построенным в Воронеже. Недавно в Финляндии с ним произошел неприятный инцидент - на этапе взлета экипаж заметил техническую неисправность. В. Путину пришлось воспользоваться резервным бортом, который всегда находится в воздушном кортеже главы государства. Оба самолета Ил-96 строго закреплены исключительно за главой государства.

Впрочем, другие VIP-персоны, которых обслуживает ГТК "Россия", также летают с комфортом. В каждом самолете высокопоставленного чиновника имеются отдельный салон с кроватью, душем и рабочим столом, зал совещаний, просторный салон для членов делегации, соответствующий уровню первого класса в обычных самолетах. Еду пассажирам подают на фарфоровой посуде.

VIP-летуны

МИНИСТРЫ, сопровождающие президента в поездке, не всегда попадают на борт N 1. Зачастую они становятся пассажирами так называемого передового самолета президентского кортежа. Во время таких рейсов от салона с охраной и журналистами государственные мужи отделены лишь занавеской. Такие полеты многим, естественно, не по душе.

Чтобы избежать дискомфорта, большинство министров предпочитают летать в командировки бизнес-классом обычных рейсов. Билеты оплачиваются за счет госбюджета. Иногда из-за опоздания VIP-летунов задерживают целый рейс.

Полпред в Южном федеральном округе Д. Козак использует в качестве летающего кабинета Ту-134, которому не один десяток лет. В центре салона самолета с большим столом и диванами - карта Южного федерального округа.

Приволжский экс-полпред С. Кириенко облетал свои владения на арендованном вертолете марки "Робинсон Р-44". Как говорили в окружении полпреда, расходы оплачивало Управление делами президента. Однако перелеты и посадку возле одного из кафе на нижегородской набережной, где полпред любил поужинать с друзьями, якобы он оплачивал из собственного кармана.

Вертолет с кожаным салоном - любимое средство передвижения и тверского губернатора Д. Зеленина. Говорят, вертолетная площадка есть и возле его подмосковного дома.

Птица - не птица...

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ губернатор Э. Россель любит говорить про себя, что, мол, "не того полета птица, чтоб заводить собственный самолет". Тем не менее губернатор - не мелкая пташка. Г-н Россель предпочитает летать бизнес-классом компании "Люфтганза", арендует вертолет у регионального отделения МЧС.

Глава Красноярского края А. Хлопонин для полетов в "узком составе" фрахтует самолет Як-40 авиакомпании "Эвенкия", если сопровождающих много - Як-42 "Красэйр".

Аренда - вещь достаточно удобная. Ее можно оплатить из регионального бюджета, а можно и по-другому. Владельцы воздушных судов рады угодить губернаторам, рассчитывая на определенные уступки в бизнесе со стороны администрации региона. Известны примеры, когда родственники глав регионов использовали средства воздушного передвижения, закрепленные за региональной администрацией, для заграничных поездок на уикенд.

Кстати, в разгар уголовного дела бывшего саратовского губернатора Д. Аяцкова ему припомнили и самолет Як-40, арендованный в то время у саратовского авиазавода. Говорят, один полет в Москву, например, в среднем стоил областному бюджету порядка 150 тыс. руб.

В аэропорту Краснодара стоит "на приколе" французский самолет "Airbus A319" стоимостью 47 млн. долл. президента Адыгеи миллиардера Хазрета Совмена. Президент Калмыкии К. Илюмжинов - также отдает предпочтение французским авиамоделям. Его 19-местный "Falcon" стоит 30 млн. долл.

Став губернатором Чукотки, Р. Абрамович в край моржей и нерпы добирался из Москвы на арендованном "Боинге". Впрочем, тогда олигарх якобы интересовался у военных, нельзя ли организовать перелеты на сверхзвуковом истребителе. В итоге пришлось приобрести за 50 млн. "Boeing Business Jet". Впрочем, за границей у олигарха имеется машина и покруче - "Boeing-767" за 100 млн., рассчитанный на 360 посадочных мест. В нем - ванная комната, кабинет, столовая, телевизоры с плазменными экранами. Фарфоровая посуда для лайнера куплена в одном из самых дорогих бутиков Лондона.

В отличие от чукотского губернатора волгоградский мэр Е. Ищенко в реестре олигархов не значится. Информация о том, что у него есть личный самолет "Challenger" стоимостью порядка 12 млн. долл., просочилась в СМИ случайно. При разводе мэра с женой и дележе имущества самолет попал в перечень совместно нажитых ценностей.

Зарубежные марки самолетов предпочитают руководители крупных российских корпораций. В дочерней компании "Газпрома" "Газпромавиа" имеется целых два самолета "Falcon-900" президентского класса, каждый из которых стоит порядка 30 млн. долл. Самолет главы РАО ЕЭС А. Чубайса сыграл недобрую роль в судьбе патронируемой им партии СПС. Предвыборный ролик, где партийные лидеры агитировали голосовать за правых на фоне роскошных кожаных самолетных кресел, многие расценили как символ буржуазного цинизма и сытости. Як-40 внутри переоборудован по высшему разряду. Кстати, говорят, на борту cамолета РАО ЕЭС всех пассажиров непременно потчуют икрой и коньяком. Впрочем, это угощение - традиционно для всех VIP-перелетов.

Татьяна КРАСНОВА, сотрудники региональных приложений "АиФ"
Фото с сайтов www.airliners.net и www.Kremlin.ru

Оцените материал

Также вам может быть интересно