СВЕТЛАЯ мысль, что бюджетников можно просто сократить (вместо того чтобы отдавать им долги), осенила правительство прошлым летом. "АиФ" написал об этом полгода назад. Тогда собирались увольнять 5% служащих, или 775 тыс. человек.
Месяц назад 1-й зам. министра финансов Алексей Кудрин дал "Файнэншл таймс" злосчастное интервью: правительство планирует сократить 200 тысяч.
"Ничего подобного, - откликнулось правительство. - Это неточный перевод с английского".
И Кудрину объявили выговор.
Вскоре Российская Академия наук провела 10%ную "чистку". За ней Госналогслужба объявила, что 40% ее сотрудников занимаются никому не нужной "псевдоуправленческой" работой. Наконец, Министерство культуры попыталось снять с федерального бюджета 50 музеев и организаций и передать их в регионы. Регионы разобрали не всех. "Лишние" оказались под угрозой разгона. Дым без огня повалил столбом.
"Ничего подобного, - откликнулось
правительство. - Это неточное прочтение слов "считаем целесообразным".
"Провокация", - сделал вывод президент.
"МЕДИЦИНСКИЙ" УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТ просто запамятовал. Указ "О мерах по оздоровлению..." он подписал под Новый год. Читался указ еще в меру по-русски: "...путем снижения... численности работников, занятых в бюджетной сфере..."
Месяц после его выхода вещи назывались своими именами. Потом начали рождаться слова-мутанты: заработала Межведомственная комиссия по реструктуризации бюджетных обязательств путем инвентаризации бюджетной сети.
После выговора Кудрину желающих поговорить
об этой комиссии нет. Все затравленно твердят, что речь идет о сокращении не бюджетников, а бюджетополучателей. Учреждений то есть. Например, 12 институтов сливают в 5 университетов. А служащих трогать - ни-ни.
Бюджетников у нас в стране 15 млн. Чуть ли не каждый четвертый трудящийся. Треть из них - работники образования, четверть - здравоохранения, пятая часть - жилищно-коммунальная сфера, десятая - управленцы, пятнадцатая - наука и тридцать третья - деятели культуры.
Теряет работников только наука. Остальные растут. Самый большой рост... правильно, у чиновников. Сегодня их в России в 2 раза больше, чем было при советской власти.
В свои критические дни
(раз в год примерно) власти принимаются переставлять чиновников и сокращать их на 15%. А администрацию президента - раз в полгода и непременно на треть.
Но... они хорошо плодятся. Возьмем федеральных бюджетников. Среди них всего 15% - чиновники. Так вот в прошлом году эти 15% получили 37% федеральных денег - 10 трлн. руб. Здравоохранение - в полтора раза меньше, в 4 раза меньше культура.
Этот год для аппаратчиков начался с того, что Борис Ельцин пригрозил
сократить их на 20%. А свою администрацию - на все 50%. И в 1,6 раза поднял им зарплату.
БЮДЖЕТНИКАМ МОРОЧАТ ГОЛОВУ
ГОВОРЯТ, что если и будут сокращать, то не живых людей, а вакансии. В Бауманском университете посчитали: если сократить свободные ставки, если увеличить норму - "количество студентов на одного преподавателя", как предлагает Минфин, зарплата уменьшится раза в полтора. Свободные ставки - это же не просто так: взял и зачеркнул. Они все заняты. Чтобы выжить, приходится работать на полторы ставки, а то и на две. Еще бюджетникам говорят: "Не пугайтесь.
Все разговоры касаются только федерального уровня. Сельских учителей никто трогать не будет".
Это тоже смешно. Богатых регионов у нас единицы. Будьте спокойны: не сегодня-завтра и местные власти потянутся проводить "оздоровление".
Это уже сделал Татарстан. "Конечно, были недовольные, - рассказывает директор Центра экономических и социальных проблем Татарстана Алевтина Кудрявцева. - Ну, скажем, сельские библиотеки. Они открыты только по субботам с
10 до 14. Их перевели на четверть ставки. Или уборщица: работает только 2 часа в день - платим за 2 часа".
Казань сократила 17% бюджетных рабочих мест. Треть - живые люди. 14 тыс. человек. Остальное - вакансии. Средняя бюджетная зарплата здесь теперь в 1,7 раза больше российской.
Все это федеральное "оздоровление" является частью "плана Кудрина - Фишера", согласованного с Международным валютным фондом.