Примерное время чтения: 6 минут
58

А король-то голый?

8 МАРТА столица праздновала десятилетие Дома моды Валентина Юдашкина. Четырехчасовой ретроспективный показ коллекций (на следующий день транслировавшийся по Российскому каналу в сокращенном двухчасовом варианте), хвалебные речи звезд нашего шоу-бизнеса (они же - постоянные клиенты Юдашкина), море цветов, подарки - такого чествования может удостоиться как минимум национальный герой. Но Валентин Юдашкин на сегодня - одна из самых спорных фигур российского

подиума.

КАРЬЕРА, НАЧАТАЯ С ПРОВАЛА

БЕССПОРНО, прошедшие десять лет Валентин прожил нескучно. Простой мальчик из Одинцова, в 1984 году он заканчивает Московский педагогический колледж. Стажировался в Доме моды Славы Зайцева мастером по макияжу. А в 1987 году он представляет первую коллекцию одежды. На конкурсе молодых модельеров, в конце 80-х проходившем в Центре моды "Люкс", он выбыл после первого тура. Жюри вынесло приговор: "Примитивность, вопиющая безвкусица". А в 1991 году он уже показывает коллекцию "Фаберже" на парижской Неделе высокой моды в качестве приглашенного гостя. Французские и итальянские газеты называют его "молодым русским смельчаком", печатают рецензии на его коллекции, но серьезный интерес к Юдашкину Европа проявила после Олимпиады в Лиллехаммере, где созданная им для нашей сборной олимпийская форма была признана самой интересной. В 1996 году его принимают в Парижский Синдикат высокой моды в качестве члена-корреспондента.

Помимо весьма ощутимого денежного взноса (называлась сумма в 250 тыс. долл.) для вступления требуется еще поручительство нескольких постоянных членов Синдиката, готовых отвечать своим именем за качество его работы. По сведениям людей, вхожих в самые высокие круги парижской моды, такое поручительство дали трое - Оливье Лапидус, Пако Рабанн и мадам Торрент-Мент. Все трое - участники Московских Недель высокой моды, нежно любящие Россию и симпатизирующие Юдашкину. Помимо личных симпатий называлась и еще одна возможная причина поручительства - Дом Юдашкина помог этим фирмам освоить русский рынок. Как бы то ни было, статус членакорреспондента дал Юдашкину возможность показывать свои коллекции на одних подиумах с Домами высокой моды Парижа и закрепил за ним звание кутюрье.

"МОДНЫЕ" ДЕНЬГИ

ВЫСОКАЯ мода - удовольствие насколько красивое, настолько же и расточительное. Стоимость коллекции порой достигает чуть ли не миллиона долларов. Еще в несколько сотен тысяч долларов обойдется показ на Неделе высокой моды - надо оплатить аренду зала, работу моделей, одевальщиц, парикмахеров и прочего обслуживающего персонала. Поэтому большинство Домов высокой моды рассматривает коллекцию от кутюр как дорогую, но очень действенную рекламную кампанию, которая помогает продавать более дешевую продукцию с той же маркой - парфюм, аксессуары, джинсы, посуду и прочее. Именно эти мелочи и приносят фирмам основные доходы. Но мало какому из Домов удается прожить без финансовой поддержки извне - явной (как в случае с Домом Ива Сен Лорана - его купил концерн "ЭльфАкитен") или тайной, порой теневых структур. Дом моды Юдашкина не оказался исключением, несмотря на наличие у него весьма состоятельной клиентуры.Даже если он распродаст всю коллекцию, то все равно не окупит ее производство, прибыль от продажи духов и джинсов пока ничтожна - эти линии только-только запущены. Нет у него и сети бутиков, каковую имеет каждый уважающий себя Дом. Зато у него есть крепкий тыл - культурный фонд "Артес", который патронирует (и помогает финансово) и Московские Недели высокой моды, и показы Юдашкина (говорят, что и его Дом тоже). Глава фонда Александр Достман - очень близкий друг Иосифа Кобзона, а Кобзон не жалеет денег ни на благотворительность, ни на культурные акции, в последнее время идут разговоры о том, что к Дому Юдашкина проявляют интересы "сырьевики" (в частности - компания "ЛУКойл"). По сведениям журнала "Профиль", часть акций Юдашкин продал руководству мэрии, чем обеспечил себе поддержку московского правительства и лично Лужкова. Чего у него не отнять, так это таланта бизнесмена - четко организовать

работу, отобрать высокопрофессиональный персонал, завязать нужные контакты, чтобы обеспечить себе финансы или могущественного покровителя. Недаром же директором его Дома стала Людмила Руцкая, жена тогда еще вице-президента России Александра Руцкого, который, по сведениям того же "Профиля", помогал переправить юдашкинскую коллекцию в Париж на военных самолетах.

ВЫСОКАЯ МОДА В КУПЕЧЕСКОМ СТИЛЕ

ОДНАКО огромные финансовые возможности, официальный высокий статус еще не залог и не показатель блестящего таланта. Способности же Юдашкина-кутюрье вызывают у специалистов гораздо меньше восторгов, чем таланты Юдашкина-бизнесмена. По мнению Александра Васильева, одного из самых авторитетных в мире историков моды, за последние годы Валентин добился прогресса, и все же, все же... "Юдашкин работает в стиле исторического максимализма - корсеты, кринолины, большие шляпы... В этом же стиле работают и Кристиан Лакруа, и Джон Гальяно, и Александр МакКуин. Другое дело, как и из чего это делается. Хотя в последние годы Юдашкин многому научился, следя за общими тенденциями моды, и стал делать вещи более сдержанные, чувство меры ему по-прежнему отказывает - некоторые модели настолько напыщенные, что это режет глаз.

К тому же его творчество не столько креативное, сколько цитирующее - это могут быть стилизации под яйца Фаберже, туалеты, напоминающие умопомрачительные наряды Веры Левченко-Холодной, или цитаты из Бакста, но в любом случае это лишь бесконечное повторение старых форм. Я лично, как историк моды, не вижу никаких нововведений".

Парадокс Юдашкина в том, что при всей его ориентации на Запад он модельер истинно русский. Даже истинно азиатский - с пышностью декора, с излишком золота и драгоценных каменьев, с богатством всегда немного чересчур. Потому что современный (а точнее, новый) русский вкус - это вкус не благородного дворянства, а русских купцов, которые всегда любили все через край. И этому вкусу Юдашкин потрафляет весьма и весьма. Его стиль - это своеобразный постмодернизм: попытки сочетать несочетаемые предметы. В одном платье - и шикарная вышивка ручной работы, часто нагроможденная в таких количествах, что в глазах начинает рябить от обилия ниток и золотого шитья, и камни, вшитые пучками, и вызывающие формы, и сочетание цветов, порой заставляющее усомниться во вкусе модельера. Вся история моды свидетельствует не в нашу пользу - русские и до революции не блистали на подиумах. Были великолепные художники, но великих модельеров, именно модельеров, Россия миру не подарила. К тому же на долгие десятилетия мы оказались оторваны от мирового процесса развития моды. Поэтому на общем фоне наши модельеры выглядят удручающе несовременными. Приговор специалистов суров - на сегодняшний день в России нет ни одного имени, способного сказать веское слово в мировой моде.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно