Юлии Чепаловой, которую, честно говоря, хочется называть просто Юлькой, двадцать один год. На Олимпийских играх в Нагано она сотворила маленькое чудо, принеся России золотую медаль в гонке на 30 километров.
К нахлынувшей славе, как нам показалось, она еще не привыкла, во время интервью заметно смущалась, что, впрочем, только придавало очарования этой милой симпатичной девчушке.
Родилась Юля в Комсомольске-наАмуре, но уже два года вместе с родителями, старшим братом и бабушкой живет в Москве - в обычной ветхой "хрущобе", в маленькой двухкомнатной квартире без телефона. Тренирует ее отец Анатолий Михайлович, а самым преданным болельщиком является бабушка Полина Архиповна - она просто не может смотреть репортажи о гонках, не выпив целую упаковку успокоительных таблеток. Юля очень любит мамины салаты, большие мягкие игрушки и книги Стивена Кинга.
- Юля, скажи честно: насколько интересно заниматься лыжами? Нам, например, кажется, что спорт этот несколько однообразный: знай себе беги быстрее... Скажем, фигуристы создают на льду свой театр; гимнастки тоже показывают мини-представление. А в чем прелесть гонки, от чего ты получаешь удовольствие?
- Прежде всего от скорости, конечно. От возможности обогнать время. Да и просто мне лыжи нравятся - соревнуемся-то мы на природе, часто в очень красивых местах. Вот только холодно иногда, но так как я декабрьская, то холод переношу спокойно.
- Любители спорта привыкли к тому, что большинство лыжниц атлетично сложены, олицетворяют собой мощь. Твой же бег скорее ассоциируется с полетом...
- Возможно, потому, что в коньковом стиле, который я люблю больше "классики", я стараюсь бежать не только быстро, но и красиво, технично, создавать, как у нас говорят, "свой конек". Иногда обращаешь внимание на других спортсменок и видишь, что идут они как-то коряво, а ведь болельщикам зрелища хочется. Так что у нас тоже можно проявить артистизм.
- Твоя жизнь - постоянные соревнования, сборы, тренировки, которые отнимают много времени. А ты ведь как раз в том возрасте, когда хочется погулять, развлечься... Не боишься, что молодость пройдет и ты не успеешь чегото от нее ухватить?
- Раньше, до сборной, я как-то особенно над этим не задумывалась и не режимила - на дискотеки, например, любила ходить. Папа меня ругал за это, хотя ему нравится, как я танцую. А теперь действительно иногда приходит в голову, что чего-то могу от жизни не получить... Но я ведь сама выбрала свой путь - никто меня не тянул. А если хочется пойти на дискотеку, я пойду все равно, даже после двух тренировок. Силы, слава Богу, пока остаются. Кстати, многие девчонки из нашей лыжной сборной через это прошли. Они мне иногда советуют отправиться куда-нибудь, не сидеть с ними. Но я уже так привыкла крутиться с более взрослыми людьми, что тоже взрослой стала.
- Тебе с ними интересно? У многих ведь дети, свои разговоры? А ты с ними сидишь и вяжешь?
- Ну и что? Я люблю вязать - очень успокаивает нервы. Мне не скучно.
- А со сверстниками удается общаться?
- В основном весной, когда приезжаю в Хабаровск на сессию. - Не завидуешь беззаботным студентам?
- Может, самую малость. Тусоваться с ними весело, интересно, иногда даже не хочется уезжать, но я беру себя в руки. Я поставила себе цель и не должна останавливаться.
- Спорт не мешает твоей личной жизни? У тебя же наверняка есть близкий человек - как он смотрит на твои постоянные разъезды?
- У меня есть друг, но он тоже ездит на соревнования - там мы в основном и встречаемся. И спутника жизни я буду выбирать такого, который бы все понимал и все со мной разделял.
- Говорят, в Австрии в тебя смертельно влюбился хозяин гостиницы?..
- Только не в Австрии, а в Италии, в городке Азиаго, и не хозяин, а его сын. Это было во время последнего чемпионата мира. Он в меня влюбился с первого взгляда и сразу сделал предложение. Не согласилась, конечно, - я ж его не знаю совсем. Правда, парень он симпатичный, и даже имя у него русское - Иван. Он тоже лыжами увлекается, бегает марафоны.
- Мы заметили, что у мужчин Юля Чепалова вообще пользуется большим успехом. Кажется, к тебе уже подходили из журнала "Плейбой"? Что, если предложат сниматься?
- Почему-то именно в "Плейбое" я не хочу. Там уже были Иоланда Чен и Светлана Хоркина, а третьей я быть не желаю. Только первой, как и в спорте. И потом, я ни за что не соглашусь сниматься обнаженной, хотя поработать в качестве модели было бы интересно.
- Ты уже задумывалась, чем будешь заниматься по окончании спортивной карьеры?
- Да. Я побегаю, наверное, еще лет пять, а потом постараюсь научиться работать на компьютере
и стать программистом. Тренером быть не хочу, хоть и учусь сейчас в Хабаровском институте физкультуры. Эта работа просто ужасная, особенно в России. Мне папу так жалко! Когда федерация не дала нам денег на сборы, я за него даже больше переживала, чем он сам.
- Кто к тебе строже относится - папа или тренеры сборной?
- Папа, конечно! В сборной я иногда говорю главному тренеру женской команды Александру Грушину, что не могу тренироваться, устала. И он - ничего: "Ну ладно, отдохни сегодня". С папой такие номера не проходят. "Как так "не могу"?! На вот выпей таблетку от головы - и давай шуруй! Ты на Олимпиаду собираешься или куда? Пробеги, сколько сможешь!"
- Женщине в большом спорте приходится несладко. Считается, например, что он несовместим с крепким здоровьем - травмы, стрессы, физическая и психологическая истощенность...
- Да, это так. Мы, скажем, привыкли постоянно бегать, дыша полной грудью. Когда нет тренировок, сразу начинает болеть сердце. У меня всегда весной аритмия. Вот вы спрашивали про личную жизнь... Я уже в будущем году хотела бы родить ребенка - пока молодая и есть здоровье. В позднем возрасте будет тяжело...
- И ты считаешь, что все это стоит металла - пусть даже олимпийского золота?
- Конечно. Я ведь уже говорила: я сделала выбор и ничего не боюсь. И очень хочу, чтобы сбылись мои мечты! (Замечает на рукаве волосок.) Ну вот - уже волосы выпадают! Начинается!
- Юля, скажи, когда ты была маленькая, вы в лесу тренировались?
- Конечно.
- И не страшно было?
- Очень страшно! Мы в горах занимались, высоко, и нам постоянно рассказывали всякие жуткие случаи про медведей, волков. Особенно страшно было одной кататься.
- Видела медведей-то?
- Во время тренировок нет, но вот когда мы с друзьями ходили в поход, то заметили целых трех! А весной прошлого года в Комсомольске я с ребятами тоже выбралась на лыжах и встретила медвежонка! Съехала вниз с горы и смотрю - следы. Я так испугалась, что в одно мгновенье развернулась и побежала обратно. Следы-то маленького медвежонка, значит, где-то рядом должна быть мама. А он наши голоса услышал, струсил, видно, и пустился наутек - тут-то мы его и заметили. Как он шустро от нас удирал - толстенький такой, неуклюжий. Очень смешной.
- Но ведь в лесу, наверное, не только звери - там еще лешие, кикиморы всякие, горные духи... Или ты девушка современная и в эти дела не веришь?
- Очень даже верю! Леших, правда, не встречала, но вот то, что в нашем доме в Комсомольске жил домовой, - это точно! Я его чувствовала. Он был добрый и очень хорошо ко мне относился - например, занавески в комнате вечером задергивал, а утром открывал. Помню, я еще совсем маленькая была и один раз совершенно ясно увидела, как мое одеяло само поднялось над кроватью, а потом плавно опустилось. Кто то со мной рядом был, потому что так хорошо стало, тепло. Только страшно, конечно, - я напряглась и даже рукой пошевелить боялась. Но он меня никогда не обижал. Вот только когда я своих предупредила, что скоро будем перебираться в Москву, у нас такое началось: чашки вдруг стали разбиваться одна за другой, кастрюли ночью по комнате летали, двери хлопали - шум стоял невообразимый. Не хотел он, чтобы мы уезжали... Но я думаю, что мы привезли его с собой в Москву. Я чувствую, что он здесь, да и кот наш несколько раз кидался в один и тот же угол, хотя там никого не было. А еще ножик пропал отличный, который я из за рубежа привезла. Мы все обыскали - не нашли. Точно домовой утащил - это он так хулиганит. Я вообще во все эти потусторонние дела верю - не случайно же в старину так много было сказок, преданий. Вряд ли они возникли на пустом месте.