Примерное время чтения: 4 минуты
269

Шпион срочной службы

ЧЕРЕЗ 10 лет после падения Берлинской стены на Западе стало модным ностальгировать по временам "холодной войны". "Чек пойнт чарли" (КПП на бывшей границе между ГДР и Западным Берлином) недавно восстановили, того гляди стену реставрируют... Но у нас, советских, собственная гордость. Нам тоже есть что вспомнить.

С 1981 по 1983 год я служил переводчиком с английского в Отдельной Варшавской ордена Александра Невского бригаде ОСНАЗа в Группе советских войск в Германии (ГСВГ). ОСНАЗ - это радиотехнические и радио-войска особого назначения, или, попросту, радиоперехват.

Обратный пеленг

НЕСМОТРЯ на важность боевой работы, ОСНАЗ состоял из обыкновенных войсковых частей, в которых офицеры иногда прикладывались к бутылке, а рядовые и сержанты баловались дедовщиной, спали на дежурстве и бегали в самоволки. Впрочем, бывали варианты и похуже.

1982 год. Генерал Ярузельский только что ввел в Польше военное положение. В помещении приемного центра, несмотря на запрещение курить, хоть топор вешай. Как всегда. Ночь.

Радиооператор стаскивает с головы наушники и орет:

- Первый пост, пропеленгуй частоту 4595. По-польски говорят.

Первый пост, а им в ОСНАЗе традиционно является пеленгатор, бодро отвечает: "225 градусов".

- Как 225, Польша же на 45? - это уже дежурный офицер, без сапог примчавшийся с командного пункта ввиду необычности происходящего. - Записать успел?

Радиооператор включает огромный магнитофон "Звук - 1М" (вес 50 кг, сделан исключительно из железа) на перемотку назад, погнутые многими поколениями осназовцев катушки угрожающе скребут по верхней панели. Наконец он находит нужное место, и сквозь радиопомехи и шумы от некачественной пленки действительно слышится характерная польская речь с обилием шипящих.

"Ценняк"! Это же означает, что на территории ФРГ втайне от мировой общественности готовят диверсантов против братской Польской Народной Республики! Информация уходит "на самый верх", однако вместо благодарностей, внеочередных отпусков и новых звезд на погоны "с самого верха" приезжают хмурые мужчины гражданской наружности. Это представители оборонного завода, в свое время произведшего на свет наш пеленгатор. Они-то и сообщают, что их изделие наряду с массой положительных черт имеет одну отрицательную. Иногда в железном чреве пеленгатора какие-то шарики заходят за какие-то ролики, в силу чего он начинает выдавать на экран "обратный пеленг", отличающийся от истинного на 180 градусов.

Битва с "голубыми"

САМЫМ заметным событием на центральноевропейском театре военных действий в мирное время были осенние учения войск НАТО "Рефорджер" ("Returning forces to Germany").

По плану учений наши всегда начинали первыми. Точно так же, как на советских учениях "красные" воевали с "синими", у них "оранжевые" (orange) бились с "голубыми" (blue). Наши были "оранжевыми". Воевали на "Рефорджере" недели по две с несколькими оперативными паузами, необходимыми для передислокации войск и для того, чтобы разобраться, кто завтра будет воевать на чьей стороне. Например, американская 82-я воздушно-десантная дивизия начинала учения как "советская", а под конец сбрасывалась "в оперативных тылах ГСВГ".

Чем больше продолжались маневры, тем сильнее они напоминали третью мировую войну. Если в первые дни натовцы еще придерживались строгих правил ведения радиообмена и называли "наших" вполне нейтральным словом "enemy" (противник), то вскоре вошли во вкус и стали называть вещи своими именами: "На меня движутся русские танки! - орал в эфир командир колонны бензовозов. - Запрашиваю радиоинструкции". "Передаю радиоинструкции, - на полном серьезе отзывался вышестоящий командир (естественно, по-английски). - Повторяйте за мной: "Отче наш, иже еси на небеси..."

В общем, игра захватывала всех. Но тут, однако, можно было и доиграться. Как показывал опыт, любая война "голубых" с "оранжевыми" всегда заканчивалась одним и тем же: на вторую неделю учений одна из сторон оказывалась в безвыходном положении и применяла тактическое ядерное оружие.

...В тот раз все посты батальона дружно начали принимать "Эн-би-си репортс", то есть доклады о применении ядерного, бактериологического или химического оружия. Десяток ядерных ударов был нанесен "голубыми" по прифронтовой полосе "оранжевых". Средство доставки - артиллерия, координаты прилагаются. Планшетист с кипой бланков перехвата побежал к карте на КП - привязывать взрывы к местности. Вернулся он с кривой ухмылкой:

- Ну, покойнички, поздравляю! NA 365859 - это координаты нашего батальона.

Поздравлять было с чем. Для людей, только что сгоревших в атомном огне, мы выглядели на редкость цветущими.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно