ГЕРОЙ скандальной пьесы "М. Баттерфляй" - китайский актер, исполнитель женских ролей (он же китайский шпион) Сонг Лилинг - говорил про себя: "Я азиат, а значит - не совсем мужчина". После просмотра коллекций на парижской Неделе мужского прет-а-порте (одежды, готовой к носке) у зрителей сложилось впечатление, что модельеры решили перенести действие пьесы про "не совсем мужчин" в реальную жизнь.
Плейбой в коротких штанишках
- ОДИН из модельеров - Жозе Леви - разослал оригинальные пригласительные билеты на свой показ: мужской носовой платок, на котором золотой краской изображены два целующихся голубка. Эти голубки, по-моему, стали символом нынешней мужской моды, - рассказывает побывавшая на Неделе мужского прет-а-порте модельер Виктория АНДРЕЯНОВА. - Почти в каждой коллекции - виниловые ткани, блеск, совершенно не свойственный мужскому костюму, пряные цвета, все оттенки розового, желтого, голубого. Нечто такое умильно-женственное, полунамеки, читающиеся во всех костюмах...
К примеру, брюки - неотъемлемый элемент мужского костюма. То, что они сползли на бедра, сегодня уже воспринимается нормально. Модельеры сделали следующий шаг - очень сильно заузили их, используя для этого эластичные ткани с эффектом стрейч, и укоротили. Получились этакие мальчики-подростки, которые подросли, а штаны сменить забыли.
Добавьте к этому пиджачок, который явно тесен, он застегивается на одну пуговицу где-то под грудью и распахивается в области пупка. Довершает картину трогательно завязанный шейный платочек. Вот такой собирательный образ - он присутствовал почти в каждой коллекции за редким исключением. Сони Рикель, к примеру, или Франциско Смальто.
- Если судить по образу мужских коллекций, современный мужчина чувствует себя в современном мире крайне дискомфортно.
- Это началось давно - еще в эпоху молодости наших мам. Да, их жизнь складывалась трудно, им приходилось выживать, вырабатывать стальной характер, от которого страдали в первую очередь их сыновья. Начатое мамами дело продолжили подруги-феминистки. В итоге получилось то, что мы видим на подиуме: мягкие создания с хорошей спортивной фигурой, красивой кожей и без какого-либо намека на мужественность.
Картина из жизни. Ко мне приходит клиент, приходит с подругой, с которой у него долгие и вполне традиционные отношения. А на прощание произносит: "Виктория, пожалуйста, не рассказывайте никому, что я был с подругой. Это может помешать моему бизнесу".
- Складывается странная ситуация: женская мода сейчас возвращается к женственности. И мужская мода идет по этому же пути?
- Мне кажется, что в мужской моде та стрелка, что отмеряет отход от классических традиций, дошла до крайней точки. Эпатаж перестает быть интересным. И будущее мужской моды - как раз возврат к классике. Может быть, поэтому стал самым ярким показ коллекции Франциско Смальто - осовремененная, но все же классика: двойки, тройки, брюки, сорочки...
Самый большой ажиотаж развернулся вокруг дефиле фирмы SHIRTOLOGY. В прошлом году их дизайнеры, видимо, в качесте оригинального дополнения к одежде продемонстрировали на подиуме обнаженные члены, искусно декорированные. В этом сезоне публика ожидала повторения зрелища - а получила коллекцию плавок, брючек, полупрозрачных блузонов. И махровые полотенца на голове - свежие мальчики, только что из душа.
- Ну а галстук - самый мужской и самый сексистский элемент мужского костюма? Неужели и ему дизайнеры изменили?
- Галстуки очень забавно обыграли Соня Рикель и Дом Диора. В коллекции у Рикель галстук был просто перекинут через шею, словно яркая лента. Или заправлен в шлевки на брюках классического покроя. А у "Кристиана Диора" они предлагались в сочетании с джемперами, завязанные прямо на голой шее или затянутые сзади узлом, будто шарф.
Но если говорить серьезно, то галстук живет и побеждает. Ведь у мужчины так мало радостей в жизни - из аксессуаров всего-то галстук, ремень, зажигалка, перчатка, - что он должен обращаться с ними бережно и умело.
Одна из тенденций - логотипы, которые проникли даже в мужскую моду. Еще пару сезонов назад считалось неприличным носить галстук с логотипом "Кристиан Диор", к примеру. А сегодня это считается очень остро.
Побеждает консерватизм
У НЕСКОЛЬКО немужской мужской моды есть альтернатива?
- Есть. Японцы. Они вообще альтернатива всему. Но применительно к их коллекциям вообще не имеет смысла говорить о мужском и женском, сексуальном или асексуальном. Японцы работают с формой на некоем объекте, половая принадлежность которого им совершенно не интересна. Это очень сложная по крою одежда, составленная, словно конструктор, из несочетаемых элементов - полуфрак-полупиджак, к примеру, очень широкие брюки, стежка белыми нитками по черному полю. Все несколько недоделанное, брошенное на полдороге - необработанные края и проч. И эта недосказанность делает одежду острой.
- Но в реальной-то жизни всему этому недосказанному или откровенно-карамельному вряд ли найдется место. И что носить нормальному мужчине - юбку своей жены? Или блузку у подруги отобрать?
- В Англии есть одна из самых известных в мире фирм по производству классических мужских тканей - "Холланд энд Шерри". Я попыталась узнать у них, какой артикул пользуется самым большим спросом. "Сколько англичан, столько и артикулов, - ответили они мне. - Но... Если вы, к примеру, служите в солидном банке. Начинали здесь еще клерком и изрядно продвинулись по служебной лестнице... Так вот, если вы, всю жизнь заказывая для костюма одну и ту же ткань, вдруг решите ее поменять, окружающие решат, что вы сошли с ума. Это будет концом вашей карьеры".
Мне кажется, это самый точный ответ на вопрос.