ПОСЛЕДНЮЮ премьеру - спектакль"Без вины виноватые", поставленный Татьяной ДОРОНИНОЙ во МХАТе им. Горького, которым она руководит вот уже двенадцать лет, не обругал только ленивый. Немудрено - ее имя давно стало синонимом всего ретроградного. "Узнав о ее решении возглавить МХАТ им. Горького, - рассказывает драматург Эдвард Радзинский, бывший муж актрисы, - я позвонил ей и сказал, что Ефремов для всех останется Петром I, а ты - регрессивной царицей Софьей".
Хозяйка
НА ВСЕХ и все, связанное с именем Дорониной, до недавнего времени было наложено негласное "вето". В театральных и кинокругах интересоваться Дорониной? Любить ее? Это неприлично!
Вот только ее МХАТ им. Горького - один из немногих театров, каждый год интересующихся выпускниками театральных вузов. Молодежи в труппе Дорониной (которую ребята называют "мамой" и "хозяйкой") немало, при том что средняя зарплата составляет всего 500 рублей. А перспектива стать звездами у начинающих мхатовцев равна нулю. Звезд делают кино и телевидение.
Сама Доронина не снимается в кино уже 25 лет, но залы ее театра по-прежнему полны, и ее знают и любят. Не может же быть, что секрет ее популярности только в частых телепоказах "Трех тополей на Плющихе", "Мачехи", "Еще раз про любовь", "Старшей сестры". Очевидно, в Дорониной есть какая-то манкость, харизма, если хотите, ставящие ее в один ряд с великими актрисами. И что там говорить: среди множества маленьких, мелких звездочек-однодневок она - настоящая звезда. Звезда, которая пусть и живет своим прошлым. Когда Татьяна Васильевна во время празднования юбилея питерского БДТ поднялась на сцену, зал устроил ей овацию. Аплодировали былым заслугам замечательной актрисы, которая, увы, не понимает, а оттого, очевидно, и не принимает дня сегодняшнего.
Притчей во языцех стал ее невыносимый нрав. "Ее характер, - продолжает Радзинский, - несчастное продолжение таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром - репетиции, вечером - спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. В свои выходные ехала на студию на съемки".
Ее главная трагедия...
СЕГОДНЯ актриса выходит на сцену 10 раз в месяц. В финале "Без вины виноватых" почти всегда крики "Браво!" и цветы. И это при том, что назвать работу Дорониной в этом спектакле удачной никак нельзя. Режиссер же Доронина еще и сильно уступает Дорониной-актрисе. Ее главная трагедия - непонимание невозможности ставить и самой играть в своих постановках. Из-за этого творческая удача покинула Доронину. Хотя, возможно, браться за режиссуру ей приходится, исходя из принципа "кто, если не ты?". Из приглашаемых ею в театр в разное время режиссеров - Товстоногова, Чхеидзе, Стуруа, Виктюка сотрудничество получилось лишь с последним. С другими постановщиками отношения, судя по всему, не сложились.
Режиссер Александр Соколов, проработавший во МХАТе им. Горького всего два месяца (его уволили за "попытку неправильно поставить пьесу" Александра Вампилова), вспоминает о своем разговоре с художественным руководителем театра: "Очень любящая всех людей, сверхобаятельная, добрая-добрая Доронина осталась где-то далеко в телевизионном пространстве. Передо мной предстала грубиянка, забывающая о своем положении, об этике старого МХАТа и о том, наконец, что перед ней стоит (именно стоит, сесть мне не предложили) ее профессиональный коллега, сегодня случайно подчиненный ей, и, наконец, старше ее по возрасту. Весь "разговор" был три минуты одностороннего базарного крика. Как я посмел что-то сокращать и переставлять в "Великой пьесе Великого Драматурга на сцене Великого
МХАТа им. Великого Горького?"
... и ошибка
СЕГОДНЯ Татьяна Васильевна живет одна. Одна из комнат ее просторной квартиры на Фрунзенской набережной целиком отдана под библиотеку. Кроме театра, самое святое для Дорониной - это книги. Один из ее бывших мужей, актер Борис Химичев, вспоминая их совместную жизнь, рассказывает: "Меня как-то спросили: "Могла ли Доронина в пылу семейного скандала чем-то в вас бросить?" Отвечаю - могла! Могла запустить в меня всем (много чего за те 10 лет в воздухе летало и, случалось, достигало цели), кроме книг".
- Знаете, почему я люблю отпуск? - говорит актриса. - Потому что в это время я могу сколько угодно сидеть в своей библиотеке, протирать тряпочками книги, переставлять их, параллельно перечитывая любимые страницы. Это самое большое удовольствие после общения с природой.
Однажды, узнав, что продается собрание сочинений Мережковского, я, не раздумывая, потратила на книги все деньги, которые копила на дачу. А два года назад захожу в Дом книги и вижу - стоит издание Мережковского и никого не интересует. Мне так обидно стало, что я взяла и купила еще и это издание.
- Дачу так и не построили?
- Построила. Но ее постоянно обворовывают - выламывают замки, уносят двери. Не так много я зарабатываю, чтобы каждый год делать ремонт, но опять все приходится поправлять. Я ведь Дева по гороскопу. Люблю, чтобы все было в порядке.
- Татьяна Васильевна, не секрет, что многие в театральном мире вас, мягко говоря, недолюбливают. А друзей у вас много?
- В том возрасте, в котором я нахожусь сейчас, мне это, слава Богу, безразлично. Когда меня избрали худруком театра, я поняла относительность дружбы. Конечно, это было сильным эмоциональным ударом. Но я и это пережила.
Вообще, необходимо знать одну вещь: твоя бесконечность в пространстве должна быть улучшена в следующем твоем превращении. И в твоих силах это либо улучшить, либо низвергнуть в какую-то черную бездну, в ад.
- Вам сегодня за многое стыдно?
- Слава Богу, если мне есть чего стыдиться, так это касается сугубо личностных взаимоотношений. Мои ошибки? Уход из Большого драматического театра от Товстоногова. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар. У меня в тот период была достаточно сложная личная ситуация. И личные интересы я поставила выше профессиональных. Этого делать нельзя. Сегодня я, может быть, исправляю ту свою ошибку.