124

Страшилки большого города (08.08.2000)

В метро

ЭПИЗОД I. В Москве зимой 1982 г. на станции "Авиамоторная" сорвался поручень, эскалатор стал стремительно разгоняться, а тормоза не сработали... Люди стремглав полетели вниз, образовалась страшная давка. Восьмерых затоптали насмерть, пятнадцать человек получили тяжелые травмы и ранения...

ЭПИЗОД II. В Минске летом 1999 г. на Святую Троицу в подземном переходе станции "Немига" оказались сотни человек. Дальние нажимали на ближних... Люди падали как подкошенные. Итог ужасен: в давке погибли 54 человека, 42 из них - молоденькие девушки, со слабыми локотками и на тоненьких шпильках...

ЭПИЗОД III. Месяц назад в московском метро повздорили две юные особы. Они видели друг друга первый раз в жизни, но успели обидеться друг на друга до такой степени остервенения и невменяемости, что одна женщина столкнула вторую на рельсы. Страшная и мучительная смерть...

ИЩЕМ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1. Что делать, чтобы не оказаться под колесами поезда?

2. Как избежать типичной "метрошной" травмы - удара в лоб?

3. Как ощутить в толпе спасительное одиночество?

Пропустите поезд

ГЛАВНАЯ опасность подземки состоит в том, что в замкнутом пространстве оказывается большое количество людей. Это создает ситуацию повышенного риска (см. "Толпа" - "АиФ. Москва", N26, 2000 г.). Проблема каждого пассажира метро в том, чтобы войти и выйти из него.

Итак, принцип N 1. Избегайте давки. Не вливайтесь в многосотенную толпу, устремившуюся к одной-единственной станции. Выберите альтернативный вид транспорта, вплоть до такси. Жалко денег? Пройдитесь пешком или воспользуйтесь машиной, чтобы проехать один-два квартала в направлении следующей станции.

Принцип N 2. Если вы уже вошли в метро и втиснулись на эскалатор, держитесь за поручень. И даже если очень хочется поговорить с подругой, не поворачивайтесь к ней лицом, в случае внезапной остановки эскалатора падать спиной очень неприятно. Тем более не поворачивайтесь к подруге, если с вами ребенок. Пока вы будете обсуждать вчерашние новости, пальчик ребенка легко может попасть под поручень снизу или ступенька затянет носок детского башмака, которым ваш малыш еще секунду назад ковырял от скуки лесенку-чудесенку... В гребенку эскалатора могут попасть лапы вашего четвероногого друга. Так что - с подругой ни слова, ребенка держите за руку, собаку - под мышку и более или менее свободной рукой (наверно, той, в которой у вас авоськи с продуктами) держитесь за поручень. Если же вы попадете в аварийную ситуацию (см. ЭПИЗОД I), то единственный выход не попасть в общую давку - перепрыгнуть на соседний эскалатор.

Принцип N 3. Это не последний поезд в вашей жизни! Вы же не хотите, чтобы он стал последним? Ну вот и не ломитесь в этот и без вас битком набитый вагон. Вам не оттопчут ноги, не оторвут пуговицы и не стянут кошелек. Либо дождитесь другого поезда, либо, если число страждущих не уменьшается, продумайте альтернативный маршрут. Например, самые "хитрые" завсегдатаи Черкизовского рынка поступают так: вместо того чтобы ехать в толпе в центр, они преспокойно доезжают со своими огромными авоськами и баулами до конечной станции ("Улица Подбельского") и там чинно пересаживаются в пустой поезд и катят в центр. Вот она, мудрость!

Принцип N 4. Иногда случается так, что вы вышли, а ребенок остался в вагоне. Или наоборот. На этот случай у вас должна быть твердая договоренность между собой, раз и навсегда: скажем, встречаемся возле первого вагона на следующей станции. И точка. Никаких нервов, никаких слез.

Принцип N 5. Не поступайте так, как поступили однажды с вами. Помните, как вы, выходя из метро, чуть не получили по лбу стеклянной дверью? Помните, как долго болела рука, на которую пришелся удар? Вот именно потому, что вы это помните, выходя, придержите дверь и оглянитесь на тех, кто идет за вами, а еще лучше - улыбнитесь...

Отойдите от края

В СРЕДНЕМ ежемесячно в Московском метрополитене происходит около 90 несчастных случаев. За лето погибли 6 человек. 3 человека пытались покончить с собой.

Во-первых, можно просто по рассеянности или глупости слишком близко подойти к краю платформы. Кстати, вы когда-нибудь видели, чтобы дежурная метрополитена стояла за той самой белой чертой? Наверняка не видели, а все потому, что работники метро знают, чем это может закончиться.

Во-вторых, какой-нибудь грубиян может нечаянно вас толкнуть.

В-третьих, подъезжающий поезд может задеть вас зеркалом.

А в-четвертых, вы можете поручиться, что никакой маньяк, мечтающий расстаться с жизнью здесь и сейчас, не захочет захватить вас вместе с собой, за компанию?

Если хотя бы одно из приведенных выше предположений кажется вам вполне вероятным, отойдите от края платформы.

Как быть, если случилось страшное - вы оказались на рельсах?

Сначала о том, чего НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ. Не старайтесь подтянуться за край платформы. Это гимнастическое упражнение чревато последствиями: под платформой проложен 800-вольтовый контактный рельс.

Теперь о том, что НАДО ДЕЛАТЬ, И КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ. Если поезда еще нет, нужно сломя голову бежать в голову платформы (там, где горит зеленый свет и светятся электронные часы). Люди начнут махать (круговые движения рукой означают сигнал "Стоп!"), машинист начнет притормаживать - бог даст, вы успеете. Если поезд уже показался, вам придется проявить незаурядную выдержку - лечь между рельсами, они рассчитаны на то, что поезд не заденет лежащего на шпалах человека.

Если вам два моих последних совета не по нраву - не хочется бежать впереди паровоза, равно как и лежать на рельсах, - то... отойдите от края платформы.

Как не остаться без кошелька

САМАЯ распространенная схема "ограбления" в метро - кража "на рывок". В тот момент, когда вы переступаете порог вагона, к вам откуда-то сзади подбегает цыганенок, а то и взрослый дядька и выхватывает кошелек из кармана или из портфеля или срывает с плеча сумку. Причем вор работает грубо - вы чувствуете, что вас обокрали, но... двери закрываются, вы уноситесь прочь от своего обидчика, а он, естественно, теряется в толпе. Второй способ кражи основан на том, что вор использует "момент близости" - в давке, когда в вагоне все стоят плечом к плечу, человек почти не реагирует на прикосновения.

Чтобы избежать в метро еще и этой неприятности, заходя в вагон, сумку с плеча лучше снять и держать ее прямо перед собой. Это во-первых. Во-вторых, во внешние карманы портфелей, рюкзачков документы и кошельки лучше не класть. За документами вор не охотится, но он легко может перепутать ваш органайзер с кошельком. В-третьих, все карманы на одежде должны быть застегнуты. В-четвертых, специалисты по безопасности рекомендуют вообще деньги в кошельке не держать и никогда не класть их в задний карман.

Ну а если все-таки вас обокрали, советую обращаться не в милицию (или по крайней мере не только в милицию), а к путевым обходчикам - людям очень добросовестным. Они-то скорее всего найдут ночью ваш кошелек или органайзер (предварительно выпотрошенный на предмет денег). Так по крайней мере вы найдете свои документы.

Сам себе психолог

И ВСЕ-ТАКИ наше метро меняется к лучшему. Вы заметили, что с недавних пор на некоторых станциях появился оптимистичный плакат - сияющая "вагоновожатая" и надпись: "Выход есть!"? Психологи не один год говорили о том, что обилие табличек "Нет выхода" угнетающе действует на человеческую психику.

Психологи это знают. Но ведь каждый из нас тоже сам себе психолог. И только от меня самой зависит, на чем я сосредоточу свое внимание - на плакате "Выход есть!" или на отвратительной формуле "Нет выхода"... Выше голову, соседи по вагону! Выход есть!

Среди открытий академика И. Павлова есть и рефлекс цели - внутренняя потребность каждого человека к действию и движению вперед. Мой добрый знакомый профессор медицины Олег Щербенко обожает ездить в метро. Он утверждает, что в поездке очень хорошо учится английский язык. А еще он в метро любуется хорошенькими женщинами (на нехорошеньких внимания не обращает). Есть люди, которые любят слушать музыку и не расстаются в общественном транспорте с плеером... Психологи это называют "отрегулировать эмоции".

ЛУЧШИЙ СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ

Метро - как море: жить в нем необязательно, но уметь "плавать" - необходимо.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно