ПУШКИНА воспитывала не только старенькая няня Арина Родионовна, но и не очень старенькая бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. И, как утверждают пушкинисты, многое из того, что мы со школьных лет (в силу классовой сознательности) считали посвящением крепостной нянюшке, на самом деле было адресовано вполне даже дворянке: "Наперсница волшебной старины, друг вымыслов игривых и печальных... Я ждал тебя; в вечерней тишине являлась ты веселою старушкой..."
ЛЕРМОНТОВА тоже воспитывала бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева (между прочим, урожденная Столыпина). И Есенина бабушка воспитывала, и Репина, и Блока, и Горького, и царя-победителя Александра I...
Бездедность
Я БЫ, конечно, написала и о пользе дедушек, но их как-то вечно не хватает. Роль дедушек в процессе воспитания, как говорят специалисты, "не может считаться статистически подтвержденной". Продолжительность жизни мужчин в России на 14 лет меньше, чем женщин. Так что дедушки, как это ни прискорбно, просто не доживают до роли няньки. А которые доживают, те - в силу патриархально-русской традиции - считают, что "пеленки - не мужское дело".
Из 180 семей, задействованных в исследовании Института психологии РАН, 179 оказались "бездедными". Зато бабушки имелись в каждой второй.
Началось это исследование в одной из элитных московских школ. Сотрудница Лаборатории психологии способностей Татьяна Тихомирова заметила, что есть дети, которым легко даются стандартные задачи (те, что многократно повторялись и объяснялись на уроках), а есть ребятишки, которые на "стандартном" материале могут "тормозить", но зато как орешки щелкают так называемые задачи повышенной сложности - с несколькими вариантами решений. Причем зачастую они и сами не в состоянии объяснить, как додумались до такого.
Напомним: школа была элитная. Все семьи - одинаково благополучные. Единственное, что отличало "нормальных" учеников от особо изобретательных, - участие бабушки в процессе воспитания. Подобные исследования провели в других школах - не таких элитных. И в результате установили, что наличие бабушки активизирует творческие способности ребенка.
Больно умные?
ВЫ СКАЖЕТЕ: "Ну да! У Пушкина с Лермонтовым бабушки были дворянками. А в элитных школах - тоже небось бабушки-профессорши!" - и будете правы. Отчасти. Развитие ребенка, несомненно, зависит от интеллектуального и образовательного уровня бабушки. Но иногда бабули-профессорши... не только не развивают интеллект, а наоборот - тормозят. Ведь для развития ребенку необходимо общение со взрослыми. А высокоинтеллектуальные старушки не играют в детские игры, не рассказывают сказки, не поощряют "дурацкие выдумки", а давят интеллектом. Как в анекдоте:
- Бабуль, а почему откусанное яблоко становится коричневым?
- Такой оттенок ему придают окислы железа, образующиеся в результате химической реакции при взаимодействии ферросодержащих компонентов яблока с кислородом воздуха...
Ребенок из такого ответа понимает только одно: с бабкой разговаривать бесполезно. В общем, если что и стимулируют строгие ученые бабушки, так это получение высшего образования. Но не талант. И тем более - не творческие способности.
Оранжевое небо
"ТВОРЧЕСТВО не имеет непосредственного отношения к интеллекту, - говорит Татьяна Тихомирова. - Творчество - это умение видеть нетривиальные пути решения. Родители негативно влияют на творческое развитие, потому что их задача - привить ребенку правила поведения в обществе; они по статусу обязаны следить за тем, чтобы ребенок вел себя не так, как ему интересней, а так, как принято". Поэтому мама и папа всегда будут одергивать: "Что у тебя за домик?! Крыша должна быть треугольная, а из трубы пусть идет дым. Так положено... И не обзывай соседку!"
Со временем ребенок глушит в себе так раздражающую родителей фантазию и начинает делать все "как положено". Между прочим, ничего ужасного в этом нет: нормальные, негениальные дети гораздо лучше адаптируются в обществе и привыкают к школе, они не кажутся "странными" ни сверстникам, ни учителям.
Бабушки любят детей безусловно - чем бы дитя ни тешилось... Зеленое небо? Молодец! Розовые листья? Гениально! И здорово ты срифмовал "Ленка - пенка"... Дети испытывают радость от творчества.
"Однако, - замечает Тихомирова, - творческие (читай "бабушкины") дети более беспомощны, чем "мамины сыночки", и нерешительны, поскольку бабушки при всем своем либерализме сильнее контролируют детей. Они гораздо чаще, чем мамы и папы, проверяют, сделал ли ребенок уроки (и насколько хорошо он их сделал), реже отпускают малыша гулять без присмотра и совершенно не способствуют развитию навыков самообслуживания". То есть если мама или папа скажут: "Вытри нос!", то бабушка: "Иди сюда, я вытру тебе нос!"
Бабушка - это вседозволенность и развитие творческих способностей при полной социальной неадаптированности. Родители - это строгий контроль с соблюдением всех принятых в обществе правил... И шаблонов. Как следствие - шаблонное мышление и шаблонное поведение. Идеальный вариант - сочетание родителей и бабушки: где-то поласковей, где-то построже - и получается приличный человек.
Тайна "японского чуда"
ВЕРОЯТНО, феномен "японского экономического чуда" объясняется японской традицией семейного бытия. Если на Западе норма - когда ребенок покидает родительский дом и едет куда подальше, едва закончив колледж, то японцы предпочитают жить с мамами, папами, бабушками, дедушками - если уж не в одном доме, то хоть по соседству. Поэтому дети вырастают изобретательные и делают бизнес на высоких технологиях.
В принципе, если вы желаете развить творческие способности ребенка, можно обойтись и без бабушки: поменьше дергайте детей, поменьше запрещайте. Определите лишь самые принципиальные табу, которые должны соблюдаться всегда и безусловно (плеваться в прохожих, демонтировать газовую плиту, выходить на улицу через форточку). Все остальное разрешено. Как у японцев - до семи лет. Пусть рисует белку синей краской, а кузнечика оранжевой, играет на пианино ночью, отрывает папу от работы... После семи - когда личностные качества сформируются - начнете прививать социальные.
Чем раньше -тем лучше
СКИДЫВАТЬ детей на бабушек - российская норма. Обычно "смена караула" происходит, когда ребенку исполняется 3 года, а у мамы заканчивается декретный отпуск. Психологи же полагают, что привлекать старшее поколение к воспитанию внуков надо еще раньше: сразу по выходе из роддома.
Это забавно, но дети, с которыми нянчились бабушки, раньше начинают говорить. Дело в том, что мама, еще не оправившаяся после родов, но уже измученная пеленками, клеенками, подкормками, разговаривает с младенцем только "по делу": на большее ни сил, ни времени не остается. К тому же родители с малышом обычно гукают и улюлюкают, справедливо полагая, что связной человеческой речи он все равно не поймет. У бабушек на этот счет иное мнение. Это им с вами разговаривать не о чем: все равно не слушаете и перебиваете, а с ним хоть пообщаться можно как с человеком! Вот она с ним и разговаривает... А вы потом гордитесь, что породили Пушкина.