Примерное время чтения: 6 минут
147

Жители общаг - люди второго сорта?

НАША СПРАВКА

СОГЛАСНО ст. 20 закона "Основы жилищной политики города Москвы", при ликвидации общежития переселение из фактически занимаемого изолированного жилого помещения в иное изолированное жилое помещение допускается с письменного согласия переселяемых граждан. Не требуется письменного согласия граждан для их переселения из жилого помещения, размер которого превышает социальную норму на каждого члена семьи, в иное жилое помещение, соответствующее социальной норме. С гражданами, постоянно проживающими в общежитии, при изменении правового режима жилого помещения заключается договор найма на фактически занимаемое изолированное жилое помещение, которое является местом жительства граждан. Не допускается заключение договора найма на жилое помещение, где на каждого постоянно проживающего приходится менее нормы предоставления жилого помещения в общежитии.

ЧТО такое общага, никому объяснять не нужно. Так вот во времена развитого социализма там можно было хотя бы сносно жить. Сегодня же во многих столичных общежитиях люди не живут, а существуют. То, что детей купают в раковинах, еще полбеды, а вот когда того же ребенка кусает крыса, тут, наверное, комментарии излишни. На сегодня в Москве 5% жилищного фонда составляют общежития. Это достаточно много. И хотя есть указ президента, в столице с 1994 г. существует программа ликвидации общежитий, а между московским правительством, профсоюзами и руководителями предприятий (львиная доля общежитий принадлежит ведомствам) подписано трехстороннее соглашение, люди продолжают оставаться рабами общаг. И перспективы у них не очень радужные...

Что на самом деле

АННА С. приехала в Москву из Тамбова, работает на ткацкой фабрике. Недавно вышла замуж. Но поздравлять ее рано. С мужем она видится до 23.00 - позже комендант не разрешает, потому что Аня живет в женском общежитии. Эта нелепая ситуация в советские времена почему-то вдохновляла сочинителей лирических комедий: муж лезет к законной жене в окно - как забавно, какая интрига!

Действительно, "обхохочешься": 131 566 чел. живут в рабочих общежитиях, из них 37 215 чел. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Столичные общежития делятся на два вида: студенческие и рабочие. Рабочих 564 штуки: 230 - семейных, 223 - одиночных и 111 - смешанных. Жизнь в студенческих общежитиях повеселее, чем в рабочих. Когда тебе 20 лет, шумные соседи и голодные тараканы не так раздражают. Всегда можно утешиться: "Они-то здесь останутся, а я не задержусь". Самым престижным и приличным у студентов считается общежитие в ГЗ (главном здании) - в сталинской высотке. Длиннющие запутанные коридоры, спертый воздух. Худосочная дверь впускает в комнату, больше похожую на пенал. Такая точно была у студента по фамилии Раскольников. Чем это кончилось, все помнят.

Москвичка Лиза Г. не хотела жить с родителями, а на съемную квартиру ей не хватало денег. Лиза училась в институте и снимала "однушку" в "родном" общежитии за 100 долл. в месяц. Теперь, когда родители купили ей отдельное жилье, Лиза скучает по общаге. Веселые пьянки, шумные вечеринки - красота! Предаваясь ностальгии, Лиза мимоходом вспоминает и перестрелку между соседями - рыночными торговцами, когда все так перепугались, что даже вызвали милицию.

Хотя чаще всего жители общежитий ссорятся и мирятся без вмешательства посторонних. Даже в экстраординарных случаях, как был, например, в "Зюзьке" - общежитии Станкина в Зюзино. Там сосуществовали три общины - студенты, вьетнамцы и южные жители разных национальностей. Вьетнамцы и южане все время что-то делили, а студенты пили. Когда нетрезвые юноши увидели вьетнамцев, несущихся по коридору с пиками (!), то решили, что это бегут симптомы белой горячки. Но пики были настоящими. А жильцы ДАСа - Дома аспиранта и студента МГУ - однажды устроили бунт. Осень перестала быть золотой и теплой, а горячую воду и отопление в здании так и не включили. Как только все "зарядили" кипятильники, не выдержала старая проводка. Целую неделю общежитие жило без воды, тепла и света. Студенты надевали шапки, залезали под шесть одеял и пытались заснуть не навсегда. А потом терпение их лопнуло, они собрались и начали кричать. Да так громко, что все сразу починили. Видимо, вспомнили 1968 г., когда недовольные студенты начали в Париже революцию.

Рабочие общежития не бунтуют - они боятся даже голову поднять. Никто не хочет лишиться комнаты, а значит, и регистрации в столице. За жильцов все решает всесильная комендантша. Да еще есть надежда попасть в жилой фонд города. Тогда появляются хоть какие-то льготы.

И что по закону

Галина ХОВАНСКАЯ, председатель комиссии МГД по жилищной политике и коммунальной реформе:

- ПРИЕМ любого дома на баланс города требует средств, а денег бюджетных, к сожалению, не хватает. Поэтому процесс передачи общежитий городу идет не так быстро, как хотелось бы. Еще не принято 2 тыс. ведомственных домов. Но мало принять общежитие на бумаге, его же нужно реально содержать. А, как я уже говорила, денег в бюджете на эти цели недостаточно. Поэтому, если более-менее нормальный и качественный жилищный фонд, все оформлено. С людьми, которые там давно и постоянно проживают, заключается договор социального найма на жилое помещение, или проходит "ордеризация" по-старому. Но это только в общежитиях, где можно покомнатно людей заселить.

В общежитиях существует проблема оплаты жилья и коммунальных услуг. Если с проживающими не заключен договор, они не получают компенсации и платят 100%, хотя те, кто там проживает, относятся к категории не самых богатых людей. Но есть же закон "Основы жилищной политики города Москвы", есть российский - "Об основах федеральной жилищной политики". Согласно этому закону, с 1 января 2000 г. вступила норма, когда адресная помощь по оплате коммунальных услуг оказывается гражданам, проживающим в том числе и в общежитиях! Но по вине Управления городского заказа эта норма закона не выполняется. Чиновники говорят, что не знают, какой договор нужно заключать. Но это лукавство. У нас 90% москвичей живут без всякого договора. Ордер и финансово-лицевой счет - вот и все наши документы. Тем, кто проживает в квартирах, субсидии дают и договора не требуют. Почему людей из общежитий считают людьми второго сорта?

Трудно с оплатой в основном в тех общежитиях, где организации-владельцы не передали их в муниципальный фонд. И, естественно, организация, в чьем ведении находится общежитие, выставляет оплату по фактическим расходам, не дотируя. Почему не передают, почему держат у себя этот мертвый груз? Есть денежные мотивы. Кому-то такая ситуация выгодна. Да и мертвые души (то есть штамп о регистрации в общежитии) появляются не за красивые глазки. Если руководство ведомства противится передаче общежития из ведомства в муниципалитет, обращайтесь в суд.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно