КАЖДУЮ весну, когда сходит снег, в Москве и Подмосковье начинается сбор "подснежников" - так на милицейском жаргоне называют трупы, вытаявшие по весне из сугробов, всплывшие в полыньях, обозначившие себя запахом в подвалах и на чердаках... Для тех, кто по долгу службы занимается пропавшими без вести, эта весенняя пора становится все горячее. С начала года уже найдено почти полторы тысячи мертвяков в разной степени разложения. Не всякий труп родным и близким предъявишь...
Проще всего в милиции опознают трупы ранее судимых. Узнают, конечно, не в лицо, а по отпечаткам пальцев. Если покойник найден без документов, у него снимают отпечатки пальцев и сравнивают с дактилоскопическими картами. В соответствующих службах хранятся "пальчики" всех, кто хоть раз был пойман на неуважении к Уголовному кодексу.
Но если человек жил-поживал, Уголовный кодекс чтил, а потом пропал, умер и не был опознан? Значит, ждет его кремация за государственный счет и общая могила, а близких людей - вечная мучительная неопределенность. И количество "бесфамильных" трупов все растет: только за эту весну их уже в десять раз больше, чем за весь 1991-й. А пропавшими без вести в нашем регионе числятся, по различным данным, от 6 до 20 тыс. человек.
Неудивительно, что в последнее время все чаще говорят о том, что и законопослушным гражданам было бы желательно тоже оставить свои отпечатки пальцев, то бишь дактилоскопическую карту, в компетентных органах. Проще будет отыскать человека, страдающего провалами памяти, идентифицировать пешехода, сбитого машиной в ДТП... Уже и закон вышел "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ". Согласно ему уже с января прошлого года в обязательном порядке сдают свои отпечатки пальцев все военнослужащие, сотрудники спецслужб и силовых ведомств; гражданские работники, способные временно замещать их, а также ряд других специалистов: пилоты, спасатели и т. п.
Для остальных дактилоскопическая регистрация - дело сугубо добровольное. Пройти ее можно в паспортном столе по месту жительства. Там в особой комнате бесплатно при помощи краски на бумаге изобразят ваш "дактилоскопический портрет". Сначала оттиснут восемь пальцев, затем обе ладони и уже потом - большие пальцы обеих рук. Не страшно и не больно, а времени занимает двадцать минут. Есть у милиции и более современное оборудование - компьютерные сканеры. Пока их применяют только в Юго-Восточном округе, где таким образом "прописывают" гостей столицы. Все данные, по словам авторов проекта, будут стекаться в единый специальный центр МВД. Сотрудники районных отделений милиции прямого доступа к этой базе иметь не будут.
Тем не менее москвичи не торопятся "сдавать свои пальчики". Из всего многомиллионного города добровольное дактилоскопирование прошли всего 253 москвича - эту цифру называет начальник паспортно-визовой службы ГУВД Москвы Александр Барабанов.
У милиции и граждан разные мнения насчет причин непопулярности нового вида регистрации. В ГУВД считают, что для большинства людей снятие отпечатков напрямую ассоциируется с образом преступника, с криминалом. "В США пальчики катают уже в роддоме, а у нас вспоминают, лишь когда "гром грянет", - сетуют разработчики проекта. Кстати, насчет роддомов - у нас детей дактилоскопировать нельзя. Указ оговаривает возраст - с 18 лет. Хотя многим из забывших дорогу домой - от 3 до 12.
Кому можно пройти дактилоскопирование - те не хотят. "Если меня задержат без документов, то все равно получается, что сверять мои "пальчики" никто не будет и сидеть мне в "обезьяннике" до обычного выяснения", - уверен мужчина лет 55. Каждый второй опрошенный боится "стать жертвой милицейской ошибки". "Найдут мои отпечатки в обворованной квартире, например, - и доказывай потом, что только в гости заходил..." Некоторые боятся "какой-нибудь подтасовки". "Попадутся мои пальчики кому-либо под горячую или нечистую руку, а мне потом без всякого разбора руки-ноги поотшибают!" Вот оно как: милиция хочет, как лучше, а народ думает, что как всегда...