ПРЕМЬЕРА одноактного балета на музыку Клода Дебюсси прошла в Большом театре 7 апреля (хореография Джерома Робинса, перенос на московскую сцену из США Виктора Кастелли, дирижер Александр Копылов). История этого балета в России началась со скандала. В 1912 г. Сергей Дягилев, человек весьма чувствительный ко всему новейшему, "навел" Вацлава Нижинского на мысль сделаться хореографом. Обратились к "Послеполуденному отдыху фавна" Дебюсси. Нижинский прочел эту музыку чрезвычайно смело. И сам повел себя на сцене в том же духе. По совету Дягилева вышел на сцену с обнаженным торсом и в туго обтягивающем трико. В спектакле был еще один эпатирующий эпизод - предельно эротический дуэт, в конце которого нимфа ускользает из объятий фавна, оставляя в его руках лишь газовый шарф. Распаленный страстью фавн ложится на этот шарф и буквально удовлетворяет с ним свои сексуальные потребности. Увидев все это на спектакле в Петербурге, вдовствующая императрица Мария Федоровна устроила скандал, и Дягилев был уволен из Министерства Двора Его Императорского Величества, а затем эмигрировал вместе с лучшей частью балетной труппы Мариинского театра. Начались Дягилевские балетные сезоны в эмиграции.
Нынешнее продолжение истории "Фавна" в России диаметрально противоположно: у американца Джереми Робинса на сцене зал для упражнений, затянутый белым. В зале - сначала юноша, тоже обнаженный по пояс, а затем девушка. Оба они очень молоды, и мы буквально ощущаем, как трепетно, иногда стыдливо, иногда порывисто возникает между ними чувство первой любви. Само содержание "микробалета" Робинса целомудренно, и диву даешься, как современный балетмейстер, автор хореографии трагической "Вестсайдской истории", мог столь деликатно передать прозрачные импульсы отношений и духовных, и плотских, не поддавшись искушениям раскованной современности. После просмотра балета, а он идет 17 минут, остается одухотворенное ощущение причастности к мифогреческому началу, когда нагота человеческого тела была естественно прекрасна и не служила предметом для скабрезности или ханжеского порицания. Вместе с "Послеполуденным отдыхом фавна" в театре дали гениальную фокинскую "Шопениану" и "Паганини" Рахманинова - Лавровского. Но они смотрелись слабее после чувственного укола потрясающей любовной новеллы Дебюсси - Робинса.