Примерное время чтения: 6 минут
213

Евгений Бернштам: "Основа успеха - обязательность и организованность"

Евгений Бернштам - первый заместитель председателя правления крупнейшего в России коммерческого банка "Альфа" - один из самых профессиональных менеджеров в стране. В банк он пришел в 1994 г., когда там было всего два региональных филиала. Теперь благодаря его работе их около пятидесяти.

Психология бизнеса

- Вам как специалисту высокого класса по управлению людьми часто делают заманчивые предложения. Но вы уже около шести лет работаете на одном месте. Почему?

- Для человека важны три вещи: денежное довольствие, окружение (как руководители, так и подчиненные) и душевный комфорт. Вопрос по смене места работы возникает тогда, когда из трех составляющих хотя бы два находятся в критическом состоянии. На сегодняшний день мое состояние идеально: я с большим удовольствием утром иду на работу, а вечером с большим удовлетворением возвращаюсь домой.

- Карьера требует "прогулки по головам"...

- Никогда не шел по головам. Я созидатель. Создаю что-то интересное в профессиональном смысле этого слова. Сейчас мы работаем над абсолютно новой в российских условиях системой управления банком - матричной. Мы хотим уйти от одного центра управления.

В регионах нас представляет определенная группа высококвалифицированных специалистов во главе с главным менеджером. Этот менеджер должен сбалансированно входить в состав людей, которые принимают управленческие решения. Надо найти ту грань, которая позволит грамотно осуществить функцию контроля в филиалах: с пониманием интересов центра и правильным восприятием тех, с кем ведется бизнес.

- В чем заключается специфика работы с бизнесменами в регионах?

- С представителями среднего бизнеса, в отличие от Москвы, намного тяжелее проводить переговоры: они настороженнее. Я изначально для них - представитель Москвы, так называемого "старшего брата", представитель банка, общающийся с клиентом. Это вызывает у них большое опасение. Но я не Степан Разин, который "пришел, чтобы дать волю". Я пришел, чтобы предложить им что-то интересное и уж точно ничего не просить. Если этот холодок удается разбить двумя-тремя первыми фразами, то успех гарантирован. Для этого нужна специальная подготовка: я всегда имею информацию не только о предприятии, с которым веду переговоры, но и о его представителе. Хорошо разыгранный экспромт - это очень продуманная ситуация.

- На сегодняшний день "Альфа-банк" занимает второе место после государственного Сбербанка не только по количеству региональных филиалов, но и по количеству частных вкладчиков. Как вам удалось завоевать доверие обычных людей?

- Для человека, желающего вложить свои деньги, главный вопрос - вопрос надежности. После августовских событий 98-го года уже никого не надо убеждать в нашей надежности. Из всех коммерческих банков, которые заявляли о себе как о возможных партнерах, выстоял один "Альфа-банк".

К нам приходили и спрашивали: "А я забрать свой вклад могу?" Мы отвечали: "Можете".

- А завтра могу?

- И завтра можете.

- А долларовый вклад могу получить?

- И долларовый можете.

Из каждых десяти клиентов, которые приходили в банк забрать свои вклады, семь изменяли свое решение и оставляли средства у нас. Ведь в "Альфа-банке" совершенно другая технология обслуживания людей. Те, кто становятся клиентами нашего банка, остаются ими надолго.

Урок успеха

- В чем секрет успеха банка?

- Главное - что по отношению к нашему банку нет равнодушных. Плохо ли, хорошо ли, но каждый может о нас отозваться, каждый имеет свое представление. Конечно, тех, кто хвалит, - больше. Нами все просчитано: сколько мы можем себе позволить затрат в том или ином регионе; как мы будем двигаться по развитию бизнеса; когда наступит окупаемость и кто должен возглавлять тот или иной филиал, чтобы эта окупаемость и, соответственно, дальнейшее достижение прибыли наступили как можно быстрей.

В "Альфе" - команда профессионалов. У нас очень сильно развит коллективный разум. Максимум инициативы у всех - сверху донизу. Хочу сказать и о том, что у нас нет интриг на стадии приема управленческих решений. Это большущее достижение, позволившее нам стать одним из самых крупных банков страны.

- Филиальная сеть "Альфа-банка" увеличилась в прошлом году в четыре раза. Чтобы этого добиться, надо очень грамотно не только руководить персоналом, но и изначально его подбирать. По каким критериям вы принимаете на работу?

- В свое время я защитил диссертацию на тему "Управление кадрами". Могу прочитать научную лекцию по подбору персонала. Но ничего общего с жизнью это иметь не будет. Сейчас я могу через пять минут после общения с человеком сказать, возьму его на работу или нет. Я обращаю внимание на все: на походку, осанку, манеру говорить, жестикуляцию собеседника, даже на исходящую от него энергетику.

- Какие у вас были самые крупные неудачи?

- Я философски смотрю на неудачи. Неудачи - это зафиксированная форма убытка или недополучения прибыли. В "Альфе" это воспринимается как препятствие, которое надо обойти и двигаться вперед. Как островок зависит от настроения океана, так и банк зависит от общей экономической ситуации в стране.

Если раньше объектом кредитования в основном были коммерческие предприятия, то сейчас мы инвестируем средства в реальный сектор экономики, в предприятия, которые занимаются производством.

- С каким мнением о бизнесменах вы не согласны?

- Я не согласен с тем, что решения в бизнесе принимаются во время банно-фуршетных ситуаций, а документы подписываются на лету. Могу сказать, что за все время работы в "Альфа-банке" ни одного документа я не подписал в коридоре.

Также не согласен с тем, что нельзя работать с друзьями. Можно, если определяющий фактор вашей работы - четкие понятия правил и принципов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно