Примерное время чтения: 9 минут
245

Григорий Явлинский: "Нам нужна некоммунистическая и небандитская страна"

- Григорий Алексеевич, давайте откровенно: зачем вы участвуете в безальтернативных выборах?

- Я не считаю выборы безальтернативными - у меня серьезные соперники. Не удивляйтесь! Я иду не участвовать, я обязан победить. Рейтинги рейтингами, а все решают люди. За коммунистов вместе с "Единством" проголосовало меньше половины избирателей. В Подмосковье победил Громов в паре с "яблочником" Менем, хотя Кремль поддерживал коммуниста Селезнева. Это говорит о том, что народ не так глуп, как бы кому-то хотелось. А выборы президента страны - это не выборы какой-то личности, с ее достоинствами и недостатками. Это принципиальный выбор курса, выбор будущего. Люди должны сами решить, как им дальше жить. У нас с вами есть три варианта. Первый - неизвестно как. Второй - точно хуже. Третий - точно лучше.

- Вы полны оптимизма, даже несмотря на поражение "Яблока" на думских выборах?

- Мы предвидели потерю части голосов, особенно из-за моей жесткой позиции по чеченскому вопросу. Но ни я, ни мои единомышленники и друзья никогда не будем врать, даже ради повышения рейтинга. Мы сразу поддержали начало антитеррористической операции и первыми потребовали жесткого и решительного ответа на события в Дагестане, создания санитарного кордона вокруг Чечни. Мы выступили за уничтожение бандитов, но не за развязывание широкомасштабной войны. А когда она фактически началась, я выступил с заявлением, имевшим своей целью предупредить правительство и общество, что решение чеченского вопроса таким путем не принесет стране и ее гражданам желаемых результатов. Я надеялся, что буду услышан. А что в итоге? Погибло и искалечено огромное количество людей, разрушены города и поселки, сотни тысяч наших сограждан остались без крова, а от бандитов мы поймали только ступню Басаева.

Я считаю, что всегда должен быть кто-то, кто говорит правду, пусть даже в ущерб себе. Сотни тысяч человеческих жизней и судеб дороже любых рейтингов.

"Вывеской быть не хочу"

- Некоторые аналитики, сомневаясь в вашей победе, тем не менее называют вас реальным претендентом на 3-е место. Если вы повторите результат Лебедя 1996 г., то, подобно Александру Ивановичу, согласитесь принять от победителя какой-нибудь ключевой пост?

- Дело-то вовсе не в личностях, а в системе. Если система власти в стране не изменится, мне в правительстве делать нечего. Меня уже пытались однажды сделать вывеской провальных реформ в правительстве Силаева. Только сейчас большинству стало ясно, как я правильно поступил, не оставшись в нем. Помните Библию? Там сказано: не ходи в совет нечестивых. Это было верно три тысячи лет назад, верно и сейчас.

Неужели вы думаете, что я мог бы находиться в правительстве, которое меняет у бандитов одних своих граждан на других? Или в правительстве, которое бомбит своих граждан, чтобы спасти от тех же бандитов? Или в правительстве, которое вводит военную подготовку чуть ли не с детского сада?

- Если вы все-таки не выйдете во второй тур, то поступите так же, как в 96-м году, когда во втором туре не призвали голосовать ни за Ельцина, ни за Зюганова?

- Как я могу призывать людей, которые мне верят, голосовать за человека, которому не верю? Ну поддержал бы я тогда Ельцина, как бы я сейчас смотрел в глаза людям? Вы бы говорили мне: "Это ты призвал его поддержать. Мы хотели, чтобы у нас было демократическое, свободное, развивающееся современное общество, чтобы мы, наконец, стали жить лучше. А что мы получили в результате правления Ельцина за эти годы? Нищету, полный развал экономики, правление кучки олигархов и в итоге назначение преемника как высшую стадию развития демократических процессов?" И вы были бы совершенно правы. А сейчас у меня совесть перед людьми чиста.

- Что вас не устраивает в личности нынешнего и. о. президента?

- То, что реально делает правительство под его руководством - конечно, если он реально хоть какое-то руководство осуществляет, - не внушает мне оптимизма. Я подчеркиваю - делает, а не заявляет.

- А вы предполагаете, что он реально не руководит?

- Чем-то, наверное, руководит. Например, расстановкой своих коллег из ФСБ во все структуры, включая армию. Военной подготовкой в школах тоже руководит. Вообще у главы правительства просматривается какая-то странная милитаристская направленность. А для разного рода коммерсантов от власти, делающих свои дела, он не преграда. Он как слепой и глухой сторож на складе, к тому же без ног. Они делают там, что хотят.

Не надо строить иллюзий. Многие думают: вот он станет президентом, прижмет всех олигархов, Березовского, уволит всех ельцинских. Пока у него руки связаны, пока ему не дают, зато потом... К сожалению, это пустые мечты. Пока и. о. президента является частью той системы, которая сложилась при Ельцине. Он, фигурально выражаясь, продолжает тиражировать ее грехи. А если мы обратимся к Евангелию, то там сказано, что всякий, делающий грех, есть раб греха.

- Но нельзя же не замечать и достижения. В Чечне уже виден свет в конце тоннеля, удалось скостить внешний долг России, в экономике пока вроде продолжается рост... Или у вас и тут есть сомнения?

- Это не свет в конце тоннеля виден, это пожар. Вы знаете, что чеченские беженки говорят? Дождетесь, мол, вон пацаны растут, они вам ничего не забудут. Тактика, проводимая генералами, привела к тому, что мы сейчас в Чечне воюем против всего народа, а не против бандитов. Бандиты должны быть уничтожены. Но уничтожать их надо по-другому.

Блокированием и проведением спецопераций. А мы загнали в логово страшного, раненого зверя, по пути растревожив и весь остальной лес. Как нам теперь из него выбраться? Сам Путин говорит, чтобы мы ждали взрывов и других терактов на территории России. И это свет в конце тоннеля?

Теперь что касается сокращения российского долга. Трагедия состоит в том, что никто еще не осознал, как нас всех с помощью такого сокращения ограбили. Внешэкономбанк был должен Западу около 35 миллиардов долларов. Сумма гигантская. Но накануне великого достижения господина Касьянова все эти долговые обязательства стоили на мировом фондовом рынке всего 20 процентов их стоимости, то есть 6-7 млрд. Нам же скостили всего треть долга, при этом переведя сам долг в обязательства государства. Долг государства увеличен на 20 миллиардов долларов. Интересно, что раньше долги увеличивались за счет поступающих в страну денег - иностранных кредитов. Новая экономическая политика позволяет увеличивать долги государства, минуя этот лишний этап - поступление денег в страну. Гениально! Но по долгам придется кому-то платить. Как вы думаете, кому? Правильно, нам с вами. Государству Российскому. Иначе придут злые дяди и объявят нам дефолт. Платить придется. Значит, опять отложится строительство больниц, школ, дорог, народ опять недополучит пенсии и зарплаты, шахтеры выйдут на рельсы. Для успокоения общества опять будет востребован Примаков. Или у новых кремлевских стратегов на этот случай припасены более радикальные меры?

Интернационал порядочных людей

- Считается, что ваше самое уязвимое место - это имидж "вечного оппозиционера". Вот и сейчас вы строите кампанию на критике Путина. А какую конструктивную альтернативу вы можете предложить обществу?

- Я не Путина критикую. Я пытаюсь донести до сограждан суть происходящих процессов. Открыть людям глаза. А альтернатива выражается простым словосочетанием: нам нужна некоммунистическая и небандитская Россия. Этим все сказано. Сейчас нужно объединиться всем, кто против возвращения к коммунизму и кого не устраивает тот уродливый олигархический капитализм, который сложился у нас. У Бабеля один из героев сказал однажды: "Вот есть первый Интернационал, второй, третий. А где же интернационал порядочных людей?" Так вот, нам нужен интернационал порядочных людей, независимо от их политических симпатий. Я во многом не согласен с Примаковым, но это порядочный человек, который болеет за Россию. У нас большие разногласия с мэром Москвы, но в том, что надо прекратить грабить страну, мы сходимся. У нас и лидеров СПС есть в чем упрекнуть друг друга, но они тоже своими способами пытаются оказать влияние на то, что происходит сейчас. Мы должны поддержать друг друга, сказать себе раз и навсегда: государство для человека, а не наоборот - и действовать так, чтобы лучше жилось всем, а не кучке олигархов, и сейчас, а не когда-то, через 20-30 лет.

И вообще, они уже так много раз делали, как всегда. Давайте поручим дело тем, кто знает, как лучше. И умеет.

- Вы цитируете Библию, это что-то новое. По-вашему, можно ли сочетать следование библейским заповедям с работой политика в современной России?

- Ничего нового тут нет. Я как человек крещеный стараюсь следовать известным заповедям. И предпочитаю не позировать в храме перед телекамерами, а поступать соответственно христианской морали.

- Как вы оцениваете отказ от участия в выборах таких фигур, как Примаков, Лужков, Черномырдин? Не слишком ли пресная получается кампания? Народу ведь нужно зрелище.

- Это ее пытаются представить пресной. На самом деле сейчас куда более драматичный момент российской истории, чем был в 1996 году. Решается судьба России, а мнением россиян снова совершенно беззастенчиво манипулируют, пытаясь представить ситуацию как противостояние власти и коммунистов. Но не дать себя обмануть можно. Нужно только помнить, что, выбирая президента, мы выбираем не просто популярную личность месяца, а путь, по которому Россия пойдет в XXI веке, будущее наших детей и внуков. Каким станет это будущее, зависит от каждого из нас.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно