-УХОД из правительства и новая работа явно пошли на пользу вашему здоровью. Последний раз, когда мы встречались, вы выглядели очень уставшим.
- Сейчас стало намного легче. Начинаю жить... Появилось время для общения с близкими. Отец у меня военный, и за свою жизнь родители (теперь они совсем старенькие) девятнадцать раз переезжали из города в город. Недавно я отвез их в те места, где они родились и где прошла их молодость. Это в московском районе Сокол. Долго искали свой старый дом, но не нашли. Зато нашли школу, которая чудом выжила и до сих пор работает. Мама ничего не узнавала, но вдруг увидела магазин: "Ой, я себе здесь синее платье покупала!"
Альтернативы реформам нет
- Как вы оцениваете сегодня ситуацию в стране?
- Я бы начал с оценки того, что произошло после 17 августа. Кризис принципиально изменил экономическую и политическую обстановку в стране. В правительство тогда пришли представители оппозиции. Но чем, собственно, это обернулось?
Первый очевидный плюс - в стране на какое-то время стабилизировалась политическая ситуация. Все помнят, что в конце августа противостояние в обществе грозило перейти в острую форму. И факт состоит в том, что правительству удалось уйти от обострения. По-крупному это касается не только политики, но и экономики. Ведь чего все ждали от коммуниста Маслюкова и агрария Кулика, что на полном серьезе обсуждалось в августе - сентябре? Всеобщая национализация, введение госконтроля за ценами, массовая накачка экономики деньгами - весь перечень очевидной красной дури. Ничего из этих крупных глупостей не было сделано.
Отсюда следует второй вывод, может быть, даже более важный, чем первый. Тип экономической политики в стране радикально не изменился, потому что он ПРЕДОПРЕДЕЛЕН. Яркое подтверждение моих слов - то, как Геннадий Андреевич Зюганов комментировал результаты переговоров Маслюкова с МВФ. Сказал примерно так: дескать, очень важно, что достигнута договоренность, что международные финансовые институты поддерживают курс реформ.
Если правительство, опирающееся на другие политические силы, нежели до 17 августа, не сделало никакой революции - значит, альтернативного курса нет! Все разговоры о поддержке реального сектора - абсолютная лапша. РАО ЕЭС - реальный сектор, и я знаю, что в первом квартале должен был получить по утвержденному бюджету 2,5 млрд. рублей в оплату произведенной продукции. По факту мы получили 676 млн. рублей.
Да, правительство изменилось, но по сути то направление, которое было задано, осталось прежним. Только теперь уже поддерживаемое Зюгановым и его партией. За этим фактом стоит очень важная вещь. Как ни парадоксально, при всех наших ошибках, изъянах, просчетах в ходе реформ тем не менее в стране были заложены рамки, которые предопределяют единственно здравый тип экономической политики.
У России есть одно принципиальное отличие от поляков, болгар, чехов, словаков, прибалтов и других наших бывших братьев по соцлагерю. У них за последние годы система несколько раз разворачивалась то в одну, то в другую сторону, пока все не отладилось. У нас первый такой разворот осуществили лишь в августе 98-го. Осуществили с гигантскими рисками, с опасениями в обществе, что сейчас нас повернут туда, откуда мы вообще никогда не выйдем. Не повернули. Теперь уже всему политическому классу страны, а не только "гнусным антинародным реформаторам" Гайдару и Чубайсу, очевидно, что "альтернативная политика" с национализацией, с контролем за ценами - это не просто неэффективно, это дурь, которую сделать невозможно.
Видимо, второй большой проверкой системы на прочность станет 2000 год. Что будет со страной при новом президенте? Рискнет ли он развернуть Россию еще раз? Я думаю, что опыт последнего полугодия станет еще одним серьезным аргументом, еще одной степенью защиты от поворота вспять.
- Громадный тяжелый корабль, который называется "Россия", трудно разворачивался почти десять лет, нащупывая верный курс. И теперь, наконец, попал в фарватер?
- Все правильно. Даже тем силам, на чьих знаменах написан призыв развернуть наш корабль в обратную сторону, хватило ума этого не делать. В этом смысле надо отдать должное бывшим вице-премьерам - Маслюкову и Кулику, хотя у меня с ними и сложные отношения.
Безусловно, в деятельности правительства Примакова был и негатив. Именно в силу особенностей своего формирования оно не могло сделать ничего содержательно нового, ничего внятного. Назовите мне хоть одно решение правительства за последние 7-8 месяцев, которое бы ощутимо продвигало экономику вперед. Даже импульсов движения вперед мы не почувствовали.
О заслугах Примакова
- Примаков сознательно консервировал ситуацию. Он сам признавался, что считал главным для себя недопущение глупостей вроде национализации.
- Да, но, кроме этого, правительство должно было еще и придавать экономике новый импульс.
При Примакове и его левых заместителях этого не могло быть по определению.
Мы прошли важнейший этап. Ушли от риска катастрофы, но этого недостаточно. Можно ли так протянуть до следующих выборов? Не уверен. В экономике накапливается усталость. Те же самые характеристики, которые три-четыре месяца назад считались достижением, сегодня оказываются минусом. Например, инфляция. Чего мы все опасались? Накачают денег, будет гиперинфляция... Этого не произошло. Мартовская инфляция - 2,8%, апрельская - 3%. Если сравнивать эти цифры с цифрами четвертого квартала - это классно. Но если сравнить с мартом (0,6%) и апрелем (0,4%) прошлого года, то 3% инфляции в месяц - это фантастически высоко! Это значит, что каждый день у каждого гражданина страны, от бабушки из сибирской деревни до министра, вынимают из кармана деньги, снижают уровень жизни. Ведь в свое время удалось снизить годовую инфляцию до 11%. А тут в месяц - 3%!
- Примаков хвалился тем, что при нем увеличился рост производства.
- Это правда. Если говорить точнее, прирост за первый квартал этого года к четвертому кварталу прошлого составил 2%. Можете меня обвинить в субъективизме, но это совершенно неизбежный, мощный положительный итог обвала 17 августа. Кризис вызвал троекратную девальвацию рубля. Ее первое последствие - гигантский дополнительный импульс для экспортеров. По себе ощущаю: РАО ЕЭС получает втрое больше за тот же самый киловатт-час, ничего не делая, без дополнительных затрат. Все наши нефтяники, газовики, металлурги, весь сырьевой экспорт за ту же самую продукцию получают втрое больше.
Второе последствие - падение импорта. Его объем в первом квартале сократился по сравнению с первым кварталом прошлого года на 49%! Что это дало? Гигантский высвободившийся спрос на отечественные товары - по оценкам, от 10 до 15 млрд. долларов. Этот спрос затронул разные сектора, но прежде всего - пищевую промышленность, переработку и село. Они получили фантастические дополнительные ресурсы. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, другие крупные города до 60% продовольственного рынка покрывали импортом. Вдруг с какого-то момента он резко сократился. Но спрос-то остался.
Оздоравливающие последствия кризиса - не заслуга Примакова. Это "заслуга" девальвации рубля. Да, мы заплатили за нее тяжелейшим ударом по банковской системе, от которого она до сих пор не оправилась. Но этот удар стал гигантским плюсом для производства. Оно получило мощные стимулы к развитию. Не оттого, что правительство проводило политику в поддержку реального сектора. В этом плане ничего серьезного не сделано.
- По-вашему, к моменту отставки Примакова экономические реформы действительно назрели?
- Если бы еще три месяца, полгода ничего не меняли - конечно, катастрофы не произошло бы. Больше того, сейчас вообще невозможно провести какую-то революцию в экономической политике. Да, можно, например, заново договориться с МВФ и вместо 3,7 млрд. долларов попробовать получить 7. Но радикальные перемены неосуществимы. На носу президентские выборы.
- Вы чувствовали, что отставка правительства неминуема?
- Моя позиция на этот счет была более сдержанной, чем у людей в администрации президента, с которыми я общался. Я не был энтузиастом такого решения.
- Почему?
- Может быть, потому, что я хорошо представляю себе механизм работы правительства и последствия его отставки. Это не простая замена фамилий - Иванова на Сидорова. Это влечет за собой массу тяжелых организационных сбоев. Как ни крути, два-три месяца - в лучшем случае! - в стране фактически не будет правительства. Сотни необходимых повседневных решений откладываются на потом.
Что завело президента
- В чем был корень постоянных трений между президентом и Примаковым?
- Примаков добился некоторой стабилизации в стране. Но за счет чего? За счет примирения с коммунистами. Это как раз то, что президента не может устроить. В этом и состоит наша драматическая дилемма. По-настоящему двигаться вперед невозможно - мешают коммунисты. Значит, надо преодолевать их сопротивление, идти на обострение. Но за КПРФ стоят миллионы людей, которые за них голосуют. Отсюда это постоянное противостояние, раскалывающее общество.
- Президентская сторона тоже небезупречна. У Ельцина почти не осталось сильных помощников. Глава администрации даже не смог внятно выступить на Совете Федерации.
* Что касается оценки Волошина, я не согласен с вами. Ошибка состояла в том, что он не мастер публичных выступлений, особенно перед такой аудиторией, как Совет Федерации. Это не его,
* Волошина, жанр.
Но по сути линия, которую ведет глава администрации, абсолютно правильная. Она последовательная, внятная. Волошин жесткий человек. Те же губернаторы начинают его воспринимать, так сказать, в "рабочем" режиме. Но когда вокруг толпа, телекамеры, журналисты - он теряется.
- Нужно иметь привычку публичных выступлений.
- У каждого человека есть сильные и слабые стороны.
Продолжение следует