МИХАИЛ ПОЛТОРАНИН начинал восхождение во власть новой России вместе с Б. Ельциным. Работал вице-премьером. Сегодня он делится с нами своими последними наблюдениями.
И ВНОВЬ на политической сцене клубится пыль от интриг: попытки деморализовать парламент сопровождаются информационным террором и развязными действиями силовых структур. Вроде бы ничего в этом неожиданного нет - везде выборные кампании главы государства сопровождает борьба. Но люди-то видят: какие бы зигзаги ни выписывали кандидаты вокруг президентского трона, а идеология выборов, как и четыре года назад, опять выстраивается в две примитивные линии - линию защиты клановых интересов и линию мести и ревизии результатов приватизации. Обе линии контрпродуктивны для общества.
Политикам бы не забывать, что избиратели устали жить в атмосфере постоянной борьбы. И в страшилки о красной угрозе больше никто не верит. Спор претендентов на президентское кресло должен вестись на уровне базовых идеологий, а не на основе того, чья команда будет владеть, допустим, "Сибнефтью" или приблизится к бюджетному котлу.
Не факт, что победит Владимир Путин. Но от людей, которым я доверяю и которые близко знают его, слышал о нем много лестного. Говорят, что под маской исполнительного служаки скрывается самостоятельная личность, которая хорошо понимает, насколько ужасно у нас качество власти, насколько жалок ее моральный и интеллектуальный уровень. Можно даже подозревать, что Владимир Владимирович исполняет роль семейного прикрытия, сцепив зубы. Пока исполняет. Возможно, до оформления легитимности своей власти.
Так это или не так, судить не берусь. Но если он победит на выборах, в любом случае перед ним встанет фундаментальный вопрос. Это вопрос о развитии в России цивилизованных начал, о создании в ней твердых правовых гарантий, о стабильности и безопасности демократической власти.
Страховка от переворотов
ЛЮБЫЕ волны не страшны кораблю с хорошей остойчивостью. Накренится судно от удара слева или справа, но тут же выпрямится и идет себе дальше. И государство с хорошей остойчивостью застраховано от губительных революций, путчей, переворотов.
Нам здесь всегда не везло. Будь в дореволюционной России гражданское общество, никогда бы горстка большевиков не довела кровавый переворот до конца. Да и в последующие эпохи не сменялись бы одни дворцовые перевороты другими.
Это миф, что в августе 91-го года нас, команду Ельцина, активно поддержал народ. Да, к счастью, стояло у Белого дома живое кольцо из нескольких сотен людей. Но могли ли они при более решительных действиях гэкачепистов сделать погоду?! Не зря же Борис Николаевич задраился люками в глубоких подвалах. Не протопчись путчисты в решающие часы, и так называемая местная элита, а с ней и вся страна спокойно присягали бы другим победителям.
И в октябре 93-го все висело на волоске. Ельцин оказался более смел, он, как говорится, и съел. А если бы вся полнота государственной власти перешла тогда в руки мстительной пары Хасбулатов - Руцкой?
Настрадавшись от унижений со стороны съезда нардепов России, Ельцин сгоряча "рубанул" в новой Конституции все реальные системы сдержек и противовесов. Потом рад был бы вернуться в демократический рай, да упрямый характер не пускал. А вернее - люди из близкого окружения. Им нравится шеф-самодержец, а страна с куцыми функциями парламента, с правительством, похожим на подотдел администрации, с судебной властью, зависимой от капризов чиновников. Ельцин всегда боялся умной демократической оппозиции, поэтому не решился вскормить новые партии, а уничтожал их ростки интригами. Даже Русскую Православную Церковь он стремился сделать придатком президентской власти, осыпая щедротами членов ее Синода. Что, кстати, сильно подкосило авторитет РПЦ.
Словом, он оставил нам Россию в состоянии маятника. Вместо общества с хорошей остойчивостью наблюдаем больной авторитарный режим, страну с недоразвитыми социальными структурами, где власть оторвалась от народа сильнее, чем в последние годы советской эпохи.
Озадачивает, что ни Путин, ни другие кандидаты пока не считают эти проблемы приоритетными. Да, избирателям важно знать, кто и насколько обещает поднять пенсии или зарплату. Но любой президент будет вынужден добавлять только крохи, если оставить нетронутой сложившуюся систему растаскивания национальных богатств. И несправедливого их распределения. Если не выдернуть государство из рук чиновников и олигархов, приватизировавших его. Если 80% российских предприятий - потенциальные банкроты, то что, их и дальше оставлять в руках неумелых хозяев? Или все же рыночными механизмами скорректировать итоги приватизации? И разве не унизительно для страны, владеющей 35% мировых природных ресурсов, выпрашивать у Запада гуманитарную помощь и содержать своих граждан впроголодь?
Невозможно навести порядок в стране, не расхлебав ельцинскую кашу, не пересмотрев некоторые ельцинские принципы отношений между гражданином и государством, между ветвями властей, между государством и общественными институтами. А это требует спокойных согласованных действий всей политической элиты и вдумчивого ремонта Конституции России.
Шесть неотложных дел
РЕЗАНУЛА слух похвальба чиновников из администрации президента, что наконец-то они подобрали под себя удачный состав Думы. Подобрали, чтобы она не ерепенилась, когда чиновники Кремля будут продолжать диктовать нам большевистские правила жизни не по законам, а по понятиям? Избавьте! Если же не для этого, а для пользы общего дела, тогда, как говорится, браво. В таком случае сам Бог велел не мешкая инициировать создание Межведомственного антикризисного совета (МАС), куда были бы делегированы авторитетные депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители президентских структур, судебных органов, общественных организаций и т. д. МАС за короткое время может предложить на утверждение создавшим его структурам комплекс неотложных мер по выводу России из правового и экономического кризиса.
Сколько в России по-настоящему жгучих проблем, которые надо решать, не откладывая, на самом высоком уровне!
Первое. Государство должно защищать наемных работников от произвола работодателей. Владельцы предприятий, акционерных обществ и фирм, обогащаясь за счет подчиненных, платят им мизер и обращаются зачастую как со скотом. Нужно правовыми рычагами внедрять, например, типовые контракты, где повышалась бы ответственность руководителей за социальное обеспечение подчиненных. Должны быть также согласованы с профсоюзами и обозначены планки, ниже которых никто не имеет права назначать людям заработную плату.
Второе. Согласитесь, что государственная машина у конструкторов ельцинской поры получилась не для защиты и удобства человека, а для издевательства над ним. К чиновничьим конторам советских времен, благополучно пережившим все перетряски, добавились тысячи новых: контролирующих, регулирующих, лицензирующих... И всюду требуются их визы, за которые с простого люда тянут немалые деньги. Волей президентской власти необходимо провести всероссийскую акцию с целью проинвентаризировать федеральные и местные законы, правовые и подзаконные акты, ведомственные инструкции и т. д. И затем оперативно внести в них изменения для того, чтобы усилить защиту прав наших граждан.
Третье. "Хапковая" система вульгарного рынка в России накладывается на недоразвитую судебную власть. Годами не рассматриваются не только уголовные дела, но и гражданские иски, по-прежнему действует телефонное право. Потому-то процветает "теневой арбитраж", когда обманутые люди пользуются услугами преступных группировок, - а это кровавые разборки, похищения и убийства граждан. Освободить судей от опеки чиновников - только полдела. Надо увеличить в стране число судей разного уровня по меньшей мере тысяч на десять, тогда искать справедливость люди пойдут к государству. За счет чего увеличить? За счет сокращения армады чиновников.
Четвертое. Вообще-то постоянные ссылки на нехватку финансов - лукавство властей. Деньги сами стучатся в кошельки рядовых граждан - власть не пускает. Скажем, каждая тонна экспортируемой сегодня нефти дает олигархам около 60 долларов чистой прибыли (после вычета всех затрат, после уплаты налогов и пошлин). А нефти идет за рубеж около 100 млн. тонн. Нефть, между прочим, - народное достояние, и почему бы через налог на сверхприбыль не возвращать в госбюджет для народа его законную долю?
Удивительно, но даже при таких колоссальных доходах нефтяные компании и "Газпром" умудряются ходить у налоговиков в должниках. Проблема решается без административной дубинки, в рамках рыночных правил. Государство как пострадавший кредитор через суд проводит процедуру банкротства того же "Газпрома", возвращает себе 100 процентов акций, затем 50 из них продает иностранным инвесторам. Все останется на своих местах, сменится только Вяхирев с приближенными, а государственная казна, по самым скромным подсчетам, пополнится на 25-30 миллиардов долларов. Если кто-то думает, что тем самым Россия ослабит инструмент политического давления на соседние страны, то ошибается. Такие же рыночные операции надо провести с "ЛУКОЙЛом", СИДАНКО, другими недисциплинированными компаниями. Это даст еще многие миллиарды долларов. И экономика получит мощный толчок, и люди ощутят на себе заботу.
Пятое. Через конституционные поправки должен быть усилен контроль общества за исполнительной властью, за ее правоохранительными структурами. Их безнадзорность, их правовая необузданность, как показало время, дорого обходятся стране. И дальше могут обойтись еще дороже. Механизмов этого контроля немало - скажем, полномочные парламентские расследования или право палат Федерального Собрания не допускать частой смены главы правительства. Особо напрашивается создание национальной комиссии по контролю за использованием финансовых и материальных ресурсов. С широкими правами она должна координировать работу правоохранительных органов, действовать под патронажем президента, но быть подотчетна Госдуме.
Шестое. Нужно практически обеспечить выполнение 29-й статьи Конституции РФ, гарантирующей в стране свободу слова и массовой информации. Сегодня СМИ, за редким исключением, обслуживают маленькую группу финансовых воротил. Монополия на СМИ - это пороховая бочка под нашей стабильностью.
Сильно запаздывают парламент и Кремль с принятием закона о недопустимости монополизации СМИ. Причем он окажется пшиком, если не создать одновременно государственный фонд развития независимых средств массовой информации, чтобы выдернутые из-под олигархов газеты и телекомпании не скончались на первых порах из-за безденежья.
Для решения этих и многих других проблем придется президенту консолидировать раздерганное распрями общество. На такое способен лишь тот, кто стремится в Кремль не упиваться властью, а ради достижения высоких патриотических целей.
Не ошибиться бы нам в очередной раз!