В конце прошлой недели В. Путин, посетив две европейские столицы, пожал руки главам четырех государств и чуть не попал в сети к одному премьер-министру.
ВООБЩЕ-ТО Париж Москве не товарищ. Обе столицы претендуют на роль хозяина летней Олимпиады 2012 года. Но яркой зеленью и весенними ароматами Париж встречал не только В. Путина, но и колесящую сейчас по городам-претендентам комиссию Олимпийского комитета.
Париж - как родной
К СЧАСТЬЮ, гостеприимство Франции распространялось не только на олимпийских чиновников. В этом году Россия стала почетным гостем и главным участником традиционного парижского книжного салона. Российский стенд публика брала штурмом. Президент Жак Ширак пригласил российских писателей к себе в Елисейский дворец.
"Российская культура и литература занимают большое место в моем сердце", - признался позднее на приеме президент Франции. Еще бы, в 19 лет он перевел "Евгения Онегина". Ответную речь В. Путин завершил прочувственным "мерси боку" и повел коллегу поближе познакомиться с современными российскими авторами. В их числе оказались В. Ерофеев, Д. Гранин, В. Аксенов, А. Вознесенский и другие.
Не удалось устоять перед проникновенным шираковским "бонжур, мадам" никому из русских писательниц. А вот для В. Путина самым достойным оказался Э. Радзинский. Он отрекомендовал его так: "Если включаю телевизор и там - Радзинский, оторваться невозможно...". "Я, наверное, должен был сказать президенту то же самое", - заметил потом писатель. Тем временем В. Путин и Ж. Ширак, оставив литераторов с икрой и шампанским, удалились по важным государственным делам.
Вечером к лидерам присоединились канцлер Германии Г. Шредер и премьер-министр Испании Р. Сапатеро. Стоит заметить, что испанец в этом неформальном клубе "европейских тяжеловесов" и "друзей России" был новичком. Предыдущий премьер Испании все больше смотрел за океан - в сторону США. Нынешний подчеркивал свою гордость за то, что он - европеец.
Не к чести евролидеров будет сказано, но они до неприличия часто вспоминали о российских энергоресурсах. Их явно угнетало то, что независимых источников нефти в мире почти не осталось. Поэтому они очень бы хотели не только покупать, но и участвовать в разведке и разработке российских месторождений.
В ОТВЕТ В. Путин напомнил об интересах России. Главное - равноправное партнерство с Евросоюзом. И не только в экономике. Москва очень рассчитывает на содействие Парижа, Берлина и Мадрида в преодолении антироссийских комплексов некоторых новых членов ЕС.
Обсуждением насущных международных проблем лидеры занялись за ужином - под красное французское вино урожая 85-го года, рыбу и фуа-гра. Выяснилось, что к России нет претензий за сотрудничество с Ираном. Совпали взгляды и на ближневосточные проблемы. Зато выяснилось, что европейцы просто не знают, что делать с Косово.
В. Путин поинтересовался и планами "европейских тяжеловесов" относительно Украины.
У оранжевого майдана
"УКРАИНА завтра не будет членом и даже кандидатом на вступление в ЕС", - заметил на следующий день российский президент в беседе с интересной во всех отношениях дамой и премьер-министром Украины Ю. Тимошенко. Волевая и жесткая по натуре, она перед дверью в зал для переговоров закашлялась в кулачок, поправила ресничку и буквально вплыла навстречу российскому лидеру. "Наша встреча - одна из самых важных для украинского народа, - с интимными нотками в голосе поведала она В. Путину. - Я хотела бы, чтобы нас соединяло как можно больше проектов". В этот момент показалось, что юбочка на ее коленке поднялась на полсантиметра выше. Что в ответ мог сделать настоящий мужчина? Только остаться предельно честным. "Создание ЕЭП (Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана) - не российская инициатива", - разом прекратил весь интим В. Путин. "Вы же не отказываетесь?" - слабеющим голосом невинной жертвы спросила его Тимошенко. "Мы не отказываемся. Мы - за", - отрезал российский президент. И добавил, что, создавая наднациональный орган, который должен будет регулировать тарифы, самую большую часть своего суверенитета теряет именно Россия.
Убеждать украинского президента в полезности ЕЭП, похоже, не пришлось. Два лидера открыли в Киеве представительство Внешторгбанка, который будет обслуживать российские инвестиции в украинскую экономику, и отправились вычерчивать новый маршрут отношений на своеобразной "дорожной карте". По щекотливым темам типа морской границы президенты продолжали "щупать" друг друга даже во время пресс-конференции.
"Мы предложили российской стороне, - заявил В. Ющенко, - признать границы по Керченскому проливу так, как они значились... на всех картах с послевоенного периода. Относительно Азовского моря мы предложили компромисс..." Следовало, что ни на какие компромиссы в проливе Украина не согласна. "Сейчас есть... базовые документы, которые позволят нам сделать следующие шаги", - ответил на это В. Путин. Ющенко победно подмигнул своему госсекретарю А. Зинченко. "Но это вопрос, который должен обсуждаться на экспертном уровне", - добавил российский президент, и стало ясно, что с Тузлой и судоходным фарватером на самом деле еще ничего не ясно.
Между тем В. Ющенко объявил, что формированием ЕЭП с украинской стороны будет заниматься министр экономики С. Терехин. А комиссию по межгосударственному сотрудничеству возглавят президенты лично. После чего украинский лидер повез коллегу на дачу под Киев - познакомить с женой и коллекцией предметов древнего украинского быта. Лишь за полночь В. Путин вернулся в Москву.