В понедельник в сочинской резиденции "Бочаров ручей", где президент России пребывает в рабочем отпуске, принимали премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня. Другим восточно-европейским странам эта встреча неожиданно не посулила ничего хорошего.
Высокий, представительный блондин в изящных очках и темном костюме появился на пороге гостевого домика резиденции с обезоруживающей улыбкой. Еще ярче, чем белозубая улыбка, на лацкане его пиджака блестел значок - российский и венгерский флаги с перекрещенными древками. Никаких значков на светло-сером костюме Владимира Путина не было. Зато в углу пресс-центра наскоро, но тщательно в последний момент отгладили венгерский флаг.
Кто старое помянет?
Напомним, общий язык два очень молодых (по политическим меркам) лидера нашли еще во время мартовского визита президента России в Будапешт. "Конечно, современная Россия - это не Советский Союз, - заявил тогда В. Путин. - Но должен Вам откровенно сказать: все мы в душе чувствуем какую-то моральную ответственность за эти события (события 56-го года, когда на антисоветское восстание в Будапеште недвусмысленно ответили вводом в город советских войск - ред.). Но наша задача, чтобы, не забывая о прошлом, думать о будущем".
"Венгерский народ четко проводит грань между дружественными чувствами, которые он испытывает к российскому народу, и чувствами, которые он испытывает к советской системе", - заявил тогда в ответ президент Венгрии Ласло Шойом (в парламентской республике они играет, скорее, представительскую роль - ред.). Что важнее, забыть о прошлом с удовольствием согласился и премьер-министр Ференц Дюрчань.
Корысть венгерских властей, впрочем, была очевидна. "Антисоветское" правительство, которое в начале 90-х всё же дорвалось до власти, отказалось торговать с Россией и заодно чуть не угробило собственное сельское хозяйство. Никому, кроме русских, венгерский зеленый горошек оказался не нужен. Но, кроме взаимного интереса в сельском хозяйстве, теперь обоюдовыгодные проекты нашлись в транспорте, высоких технологиях и электроэнергетике.
Однако еще более "в кассу" в марте прошли российско-венгерские переговоры о газовом транзите. Зимой из украинских газохранилищ снова куда-то делся предназначенный для Европы российский газ. Венгры предложили создавать газохранилища у себя.
Список "еврослабаков"
В предвкушении дальнейших переговоров по этому поводу, Ференц Дюрчань, тем временем, внимательно слушал Владимира Путина, сверяя в уме циферки товарооборота. За 2005-й год он, по словам президента России, составил 6 млрд. долларов, а за прошедшие полгода вырос еще на 40%. При этом венгерский экспорт в Россию (видимо, за счёт того самого горошка и других достижений венгерского народного хозяйства - ред.) рос еще быстрее - на 74%. Премьер-министр удовлетворенно кивнул и добавил кое-что от себя.
Выяснилось, что в крепнущих нефтегазовых связях России и Европы, в отличие от некоторых других европейских лидеров, г-н Дюрчань не видит ничего плохого: "Здесь мы зависим друг от друга. Европа нуждается в российских энергоносителях, а Россия нуждается в европейских потребителях. И тот, кому здесь что-то непонятно, на этом рано или поздно погорит" - сделал г-н Дюрчань, мягко говоря, смелый для европейского политика вывод.
Повисла пауза. Было видно, что на языке у гостя вертится еще одна сенсация. Была надежда, что глава венгерского правительства озвучит, хотя бы, список уже "погоревших". Его, как известно, открывают Украина и Польша, в обход которой пошла нитка Северо-Европейского газопровода. "Нет, - вдруг прервал изрядно затянувшуюся паузу сам премьер-министр, - это уже во время переговоров".
Переговоры за закрытыми дверями, к счастью, оказались недолгими. Но, как следовало из слов г-на Дюрчаня, исключительно потому, что они "понимают друг друга с президентом России с полуслова". Сообщить об этом лидеры вышли к прессе. "Россия ценит взвешенный и прагматичный подход венгерского руководства", - начал президент Путин и добавил, что наравне (прозвучало как "несмотря на") с членством в ЕС и в НАТО, Венгрия находит возможности для конструктивного сотрудничества с другими странами".
"Мы пытаемся одинаково выстраивать отношения со всеми соседями", - ответил на один из вопросов президент России, добавив, что для этого нужно время - чтобы в других странах тоже "забылись старые обиды и проблемы". "Нужно время, - расставил акценты Владимир Путин, - чтобы эти государства почувствовали себя уверенно и у них появились силы отстаивать свои национальные интересы. А развитие их отношений с Россией соответствует их интересам. Так же, как и российским". В переводе с дипломатического на русский это значило: некоторые европейские и, особенно, восточно-европейские страны, во-первых, не чувствуют себя уверенно (слабаки, другими словами). И поэтому, во-вторых, эти государства отстаивают не свои национальные интересы, а, например, американские.
У Ференца Дюрчаня, для которого сейчас главная головная боль - это грядущие в Венгрии выборы, был для свой "мессидж" для прессы: энергетическое сотрудничество с Россией повышает авторитет Венгрии в Евросоюзе.
Но "чемпионы дня, - образно выразился венгерский премьер, - это министры сельского хозяйства". В присутствии лидеров они только что подписали еще одно соглашение о сотрудничестве в сельском хозяйстве и пищепроме. Если коротко, то венгерские специалисты будут учить российских, как выращивать и консервировать овощи. "Для накопленного внутри страны интеллектуального потенциала, - продолжил премьер-министр, - это возможность доказать, на что способен венгерский гений". Ференц Дюрчань при этом улыбнулся так подкупающе, что даже у российских избирателей не должно было остаться сомнения, кто в Венгрии вообще-то главный гений.
Фотографии с сайта Kremlin.ru
Смотрите также: