Примерное время чтения: 5 минут
122

Дело Ходорковского. Что в сухом остатке?

Заканчивается суд над Михаилом Ходорковским. Скоро осужденный отправится "к местам отбывания наказания". Приутихнут страсти, приумолкнут протесты.

КАК говорится: с глаз долой - из сердца вон.

В сущности, кроме адвокатов, наваривших на процессе сотни тысяч долларов, все устали от затянувшейся тяжбы. Устала власть, пресса. Устали правозащитники. Они оказались в крайне неловком положении. По правозащитной этике, надо было бы протестовать против монетизации, против углубляющегося разрыва между бедными и богатыми. А пришлось "возвысить голос" в защиту всенародного олигарха.

Может быть, больше всех устали исподтишка наблюдавшие за судом олигархи. Ведь для них дело Ходорковского было напоминанием о дамокловом мече, висящем над каждым из них. Но после первого испуга они, в сущности, остались даже довольны, что все так славно образовалось. До коллективного избиения олигархов дело не дошло. Зато за время процесса они поняли "цену вопроса", уточнили правила игры, научились говорить с властью о "социальном партнерстве", а следовательно, и о своей доле политического пирога. Потому что если не понарошку, а взаправду, то все разговоры об удалении бизнеса от власти были дымовой завесой. В каком это, скажите, гарвардском учебнике написано, что власть может существовать отдельно от бизнеса, а бизнес от власти? Ну разве что в Северной Корее.

Довольна и власть. Показала, кто в доме хозяин. Громко и хорошо порычала, оскалила клыки и, покусав показательную жертву, сыто отвалилась. Разбитой посуды, правда, оказалось больше, чем ожидали. Но дом остался цел. Вот и слава богу...

Ну а что, если посмотреть на события вокруг Ходорковского не с точки зрения власти, олигархов, прокуратуры, правозащитников, заграницы и СМИ? С другой точки зрения. С главной. Что получили в результате всей этой шумной катавасии Россия, народ, демократия?

Похоже, немного. Лучше стали платить налоги. Не так нагло стали вести себя лоббисты олигархов в Госдуме.

Но та стыдливость, с которой власть завершает суд - переносы заседаний, затягивание приговора, организация альтернативных демонстраций, - свидетельствует о том, что организаторы утратили (или не имели) понимание того, зачем вообще начинали этот процесс. Если и была первоначальная цель - провести на примере Ходорковского антиолигархическую "артподготовку" и под ее аккомпанемент пересмотреть итоги блатной приватизации, то по ходу процесса стало ясно, что ничего этого не произойдет.

Бюрократический сговор

ВЫСШАЯ бюрократия попросту испугалась демонтировать ту уродливую (но удобную для нее) форму капитализма, которая сложилась во времена Ельцина. Похоже, что коррумпированное чиновничество поняло, что его опорой является не озлобленный народ, а прикормленные и готовые делиться олигархи.

Принято считать, что одной из целей процесса было ограничить политическое влияние Ходорковского, разоружить алчное нефтяное лобби. И не только нефтяное. Достигнута ли эта цель? Только в самом ограниченном смысле. Ликвидировано влияние "ЮКОСа" на законодательный процесс. Но нефтяное, энергетическое, пивное, водочное, рекламное и все другие лобби остались нетронутыми. Более того, появляются новые монополисты и лоббисты. Например, цементные, что уже привело к росту цен на жилищное строительство. Значит, и здесь власть выстрелила вхолостую.

Когда начинался процесс над Ходорковским, у населения возникло ожидание, что власть перестанет наконец перешептываться с олигархами и попытается наладить взаимодействие с обществом. Что начнется новый, открытый этап строительства гражданского общества. Потому-то с таким энтузиазмом и была воспринята идея "Общественной палаты".

По ходу процесса либеральная пресса создавала миф о том, что Ходорковскому, дескать, мстит "злопамятный" В. Путин. Крайне упрощенное представление! По своему опыту работы с президентом Б. Ельциным знаю: с высот высшей власти, из раззолоченных кремлевских дворцов, даже такая крупная дичь, как олигарх, кажется воробышком. Дело не в раздражении президента. На самом деле выявился негласный сговор олигархов и высшей бюрократии. Суть этого сговора в том, что власть позволяет олигархам "додаивать" страну и вывозить миллиарды долларов за границу. А благодарные олигархи постепенно "переуступают" часть собственности "золотой бюрократической сотне".

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, сколько из бывших министров, высших чиновников, сотрудников администрации, силовиков сегодня владеют пакетами акций крупных корпораций или получают баснословные оклады в качестве членов советов директоров. Если бы такого сговора не было, то результаты доклада Счетной палаты "Десять лет приватизации в России" не лежали бы сегодня под сукном в Государственной думе. Власть боится правды не об олигархах (о них уже все сказано), а о себе.

Игра в бисер

ПРОЦЕСС над Ходорковским не прибавил власти популярности. Люди воспринимают суд над главой "ЮКОСа" как "игру в бисер" внутри власти. Ошарашенному монетизацией населению уже совершенно безразлично, виноват Ходорковский или нет и сколько ему "впаяют". Даже социологи отмечают, что у народа нет злости на Ходора. Перегорело...

И люди задают себе совершенно другие, настоящие вопросы. А что изменилось за те полтора года, пока шел показательный процесс? Появилась ли у нас в результате работы над олигархами "национальная буржуазия"? Меньше ли стала коррупция? Эффективнее - государство? Сократилось ли бегство капиталов за границу? Доступнее ли стало жилье? Безопаснее - армия? Прибавилось ли гордости за страну?

Ответы понятны...

Суд над Ходорковским стал не судом над опальным олигархом, а по сути дела - зеркалом нашего невнятного государства и нашей неэффективной власти. Она, власть, никак не определится с самым главным. С кем же она и для кого: с народом, с олигархами, с бюрократией, с силовиками? Или просто болтается в проруби, как известная субстанция...

О том, что творится за кулисами процесса, читайте в статье "ЮКОС" будут судить, пока о нем не забудут?".

Оцените материал

Также вам может быть интересно