Если у вас на фотографии среди домочадцев вдруг проступил лик Чингисхана, не пугайтесь: это может быть реальный портрет владыки степей - ведь он мог некогда стоять в том же месте, что и вы.
ГЕНРИХ СИЛАНОВ научился фиксировать на пленку события, происходившие как за минуту, так и за столетия до щелчка затвора.
Пришельцев тянет к разломам
ВCЕ началось пятнадцать лет назад в Новохоперской аномальной зоне, куда каждое лето Генрих Михайлович привозит группу исследователей. Знакомые летчики из Борисоглебского летного училища попросили Силанова помочь им разобраться со странностями, ставшими регулярными. Во время учебных полетов их самолеты часто преследуют летающие объекты. Причем ведут себя эти небесные странники весьма разумно: до деталей повторяют траекторию самолета, мешают при посадке. Вот летчики и обратились к геофизику, проверенному мастеру технической фотографии, человеку вменяемому, разумному, думающему. Генрих Михайлович стал каждое лето выезжать в район полетов на съемки. Кстати, через этот район проходит геологический разлом, он-то, как видно, и притягивает к себе непонятные объекты, мешающие самолетам.
Начав фотоохоту за НЛО, ученый то встречал на снимках предметы, которых в натуре глаз не видел, то, наоборот, эффектнейший зримый объект, поражавший воображение, ни на фотографию, ни на негатив почему-то не попадал.
Это навело опытного фотографа (геофизик Силанов в объединении "Воронежгеология" несколько десятилетий профессионально занимается фотосъемкой) на мысль: диапазоны чувствительности глаза и объектива не совпадают. Чтобы расширить оптические возможности в ультрафиолетовую часть спектра, исследователь стал самостоятельно выплавлять линзы из речного кварцевого песка и шлифовать их вручную, как это триста лет назад практиковал Исаак Ньютон.
Первые фото новой оптикой ученый сделал в палаточном лагере исследователей. Одна из участниц экспедиции в цветастом купальнике нагнулась к палатке, начав скручивать ее в рулон. Генрих Михайлович навел аппарат на резкость, взяв за ориентир именно цветочки ее купальника, но сфотографировать девушку не успел: он нажал на кнопку как раз в тот момент, когда она, подбежав к нему, тронула его за плечо. Каково же было его изумление, когда на проявленном негативе оказалась та самая девушка, но уже в согнутом положении - это был именно момент наводки объектива на резкость. Выходит, засветили кадр лучи, исходившие от уже отбежавшей девушки. Иначе говоря, запечатлелся момент, на несколько секунд отставший от реальности.
Видеопривет из Третьего рейха
ОДНАЖДЫ в проявленном кадре прорисовалась фигура уходящего солдата в каске с винтовкой за плечом. Поиски краеведов помогли по форме каски определить: это ополченец чехословацкого корпуса, организованного в здешних местах Людвиком Свободой в 1943 году. "Поймав" этого солдата, Силанов и помогавшие ему студенты со строгой получасовой регулярностью фотографировали одно и то же место, фантом чехословацкого солдата продержался на фоне хоперского леса 3 часа, пока не исчез окончательно.
А вот другое невозможное фото: дачный деревянный стол, раскладные стулья, отдыхающие люди за столом в купальниках и плавках находятся по пояс в речной воде, да и стол "по колено" утопает в реке. Генрих Михайлович снимал пустынный берег Хопра, никаких отдыхающих в момент съемки там не было. А вот лет за семь до того противоположный берег реки был гораздо ближе, и там действительно отдыхали москвичи со всем походным имуществом. Вот почему место, на котором прежде размещались отдыхающие, оказалось на дне речного русла. Но фотокамера Силанова, получается, запечатлела ситуацию семилетней давности!
Среди возможных объяснений загадочного феномена часто встречается и такое: да вовсе не прошлое фиксирует камера, а наши мысли, которые, будучи материальными, способны засвечивать пленку. На эту, весьма, кстати, разумную версию у Силанова имеется сильный контрдовод. Он представил его мне на телеэкране, показав видеозапись, сделанную вовсе не им, а охранной видеокамерой, работающей в автоматическом режиме. Эта видеокамера висит на карнизе здания режимного предприятия в Воронеже и включена постоянно. Так вот, в стену завода вдруг въезжает длинный фургон, крытый брезентом. Понятно, что "наезд" чисто виртуальный: стена здания вовсе не рушится - просто машина пронзает ее, как вату. На брезентовой стенке грузовика отчетливо различается массивный крест, нарисованный жирной двойной линией, такими помечали свой транспорт в Третьем рейхе.
Пуаро и Холмса - на пенсию
СИЛАНОВ близок к новому прорыву. Он уже знает: эффект усиливается при вспышках на Солнце, что фактор, управляющий временем, - скорее всего, резонансная частота оптических волн.
Если удастся управлять фактором времени при фотографировании прошлого - а Генрих Михайлович убежден, что это реальная научная задача, - откроются фантастические перспективы.
Мы сможем наконец узнать, занесли ли жизнь на Землю "боги" из иных миров, где располагалась мифическая Атлантида... Канут в прошлое нераскрытые преступления: фотосъемки места происшествия будет достаточно, чтобы увидеть всех, кто был к нему причастен.
Смотрите также: