"НЕ СПРАШИВАЙ, что внутри твоей головы, а спрашивай, внутри чего твоя голова" - этот принцип американский психолог Джеймс Гибсон положил в основу теории обустройства жилища, названной "экологическая оптика". Исследование на эту же тему провели психологи Хелене Штейнбах и Владлен Еленский.
Защита от среды
"НАШИ предки рассматривали жилище как магическую защиту, микромодель мира, - рассказывает кандидат психологических наук Хелене Штейнбах. - У славян крестьянская изба смотрела окнами на юг и, как правило, состояла из одного помещения, где по диагонали располагались красный угол и печь. Красный угол находился на восточной или южной стороне. Он означал свет, восход. Там обитали мужчины и там же принимали гостей. А женская половина, где стояла печь, ассоциировалась с тьмой и заходом солнца".
Что касается модной китайской системы фэн-шуй, то ее можно считать оптимально разработанной идеей гармонизации жизненного пространства. Задача фэн-шуй - привлекать в дом энергетические потоки, соответствующие дао, "пути человека". Для этого в жилом помещении определенным образом располагаются комнаты, двери, окна и лестницы, а также подбирается сочетание цветов.
Бегство от природы
ПЕРВЫЙ шок от резкого изменения качества жизненного пространства человек испытал в середине ХIХ века, когда на смену рукотворной среде стали приходить вещи, сделанные машиной. Второй шок пришелся на эпоху урбанизации, 60-е годы прошлого века. Отныне форма и размеры жилища стали определяться не человеческими мерками, основанными на природной интуиции, а технологическими условиями, которые диктовал город: да, жить в муравейнике тесновато, но зато какая экономия пространства! "Побочными эффектами урбанизации специалисты заинтересовались еще столетие назад. В числе прочих факторов (избыток контактов, приводящий к отчуждению, постоянный стресс, плохая экология) к ним отнесли ухудшение качества жилища, - продолжает Штейнбах. - Человеку важно иметь возможность уединения - оно возвращает ему чувство самости и контроля над ситуацией. В обществе это качество весьма дорого ценится: люди готовы платить за отдельную палату в больнице, ложу в театре, номер в гостинице". Ученые даже придумали термин, обозначающий стресс, вызванный нехваткой пространства. Точнее - субъективным ощущением его нехватки. Словом "краудинг" (от англ. crowd - толпа) называют также неприятное переживание, когда вокруг гораздо больше людей, чем вам хотелось бы.
К сожалению, квартиру современного горожанина трудно назвать "идеальным миром, в котором хочется укрыться". Не имея в замкнутом пространстве жилища контакта ни с природой, ни с Богом, человек вступает в резонанс с искусственным миром техногенных полей. Вместо вибраций света и ветра - электромагнитный "смог", вместо запахов травы и дождя - "ароматы" красок и ПВХ. Конечно, форма жизненного пространства и способ его организации во многом должны зависеть от психологического типа личности, темперамента (см. нашу справку). Но есть кое-какие общие рекомендации. "Например, находясь в помещении, вытянутом вверх, человек чувствует себя подвешенным, он как бы теряет точку опоры, - поясняет психолог Владлен Еленский. - Ощущения неустойчивости и дискомфорта возникают также в круглом помещении, в то время как квадратная форма создает чувство статичности, неподвижности. Скошенный потолок в мансарде может привести к перекосу в чувственном поле восприятия человека. А использование купольного завершения пространства или высокого застекленного шалаша, создающего впечатление контакта с небом, может вызвать эйфорию".
Между прочим, согласно утверждениям некоторых психологов, древний, примитивный человек избегал большого внутреннего пространства. Привыкший жить в тесных пещерах, он и в строениях поначалу не делал никаких окон, а свет в помещение проникал через отверстие сверху. Интересно получается: если предки современных горожан страдали агорафобией (так называется боязнь открытого пространства), то, может быть, наша тяга к бетонным муравейникам - это всего лишь генетическая память?
Наша справка
Соотношение темпераментов и типов жилища
ФЛЕГМАТИК. Классицизм. Интерьер с тяжелой, массивной мебелью, четко организованным пространством. Необходимы шкафы, полки, кладовки. Цвета - серый, коричневый.
МЕЛАНХОЛИК. Романтизм. Пастельные тона интерьера, льняные шторы, акварельная живопись. Природный камень и дерево. Окна и двери - закругленной формы. Невысокие потолки, много уютных уголков и ниш, максимальная звукоизоляция.
САНГВИНИК. Модерн. Много зеркал и красок. Пространство - непредсказуемое. Изящные растительные орнаменты, неожиданные дизайнерские решения.
ХОЛЕРИК. Барокко или хай-тэк - в зависимости от склада ума. Декор, сочетание белого и золотого цветов, либо широкое использование технических устройств, из материалов - металл и стекло. В мебели возможно применение модульных систем, чтобы легко и быстро трансформировать пространство.