Вопрос о жутко дорогом бензине президенту во время "прямой линии" задали первым. Владимир Путин ответил, что нефтяники перекладывают на плечи потребителей налоговые отчисления. Почему правительство просто не снизит налоги?
А. Л ы с е н к о, Санкт-Петербург
ВОПРОСОВ по бензиновой теме в почте редакции - уйма. Сразу после общения президента с народом корреспондент "АиФ" попросил В. ПУТИНА прояснить ситуацию. Вот что ответил президент:
- ФОРМАТ "прямой линии" не позволил углубиться в детали. А проблема очень сложная. Сегодня только 20% из всего оборота в этой сфере - выручка предприятий и компаний ТЭК. Все остальное изымается в виде налогов и пошлин, которые производители напрямую закладывают во внутреннюю цену. Поэтому правительство сейчас рассматривает возможность поменять эту систему, чтобы и обеспечить доходы бюджета, и не поднимать цены на топливо.
Первый способ - более совершенное определение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). То есть размер налога должен зависеть от сложности добычи на том или ином месторождении. Следующий шаг - гораздо более сложный - дифференцировать налог по скважинам и по качеству добываемой на них нефти. Но здесь есть одна, зато очень существенная опасность - коррупция. Потому что это распределение, а соответственно и больший или меньший уровень налогообложения зависят от чиновника. Должен быть механизм принятия решений, который бы обеспечил интересы государства.
Другое важное направление работы для снижения цен на топливо - уход от монополизации рынка, развитие конкуренции. Средние предприятия в этой сфере уже есть. Нужно помочь им развиваться.