Примерное время чтения: 6 минут
123

КРОМЕ РУССКИХ НА "ГРАНД-БАЗАРЕ" ОДЕВАЮТСЯ БЕЗРАБОТНЫЕ. Великий "тряпичный" путь

За последние три-четыре года "челноки" сделали то, чего не смогла совершить вся советская промышленность за 70 лет, - насытили рынок одеждой. Магазины и толкучки в столице или Богом забытом Урюпинске заполнены кожаными куртками, ангоровыми кофтами и слаксами, не говоря уже о блузках всех мастей. Рюшечки-воланчики, бисер и люрекс - иллюзия роскоши - приятно радуют глаз. Народ, привыкший к унылой продукции "Мосшвеи" или МПШО "Салют", расхватывает что поярче, свято веря: чем краснее - тем моднее. И главное - заветные лейблы на всем, вплоть до футболок: "Кристиан Диор", "Шанель", "Гермес". Словно пропуск в заветную касту избранных.

НО НЕ ВСЕ золото, что блестит. Первый "одежный голод" мы утолили, теперь можно рассмотреть, что же нам привозят - из Греции, Турции, Китая, Вьетнама (Польшу "челноки" уже "отыграли").

Прежде всего - к вышеперечисленным фирмам эти вещи никакого отношения не имеют. Как говорил опытный в таких делах сын турецко-подданного Ос-тап Бендер, "вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской улице". И рубашки "от Диора", сумочки "от Шанель" или "Москино", кожаные куртки "от Армани" закупаются, например, в Турции в районе Университета - на самом большом в стране базаре. Город в городе - четыре тысячи лавчонок под одной крышей, и все ярко освещены, забиты всевозможным товаром - золото, серебро, одежда, ковры. Стоит лишь взглянуть на витрину, как тут же подлетает хозяин, говоря на всех языках сразу и расхваливая свой товар. Обязательно - чашечка чая по-турецки и торг, в процессе которого сбивается от десяти до ста долларов (в зависимости от качества вещи и объема покупки). Место на рынке передается по наследству, и чтобы получить его, нужно дать огромные взятки муниципальным властям, сам же владелец платит ежемесячно небольшую арендную плату и должен содержать в чистоте "рабочее место" (в отличие от наших Лужников, полы перед каждой лавчонкой вечерами тщательно подметаются, а внутри даже натираются полотером). Здесь-то и отовариваются наши "челноки", даже не здесь, под крышей, а в еще более дешевой части на открытом воздухе. Адреса лавчонок и списки вещей, которые выгоднее везти в Россию на продажу, передаются от "челнока" к "челноку".

Вообще, "челнок" - профессия нелегкая: нужно обежать все четыре тысячи лавчонок (плюс мелкие магазинчики на примыкающих улочках), просмотреть и запомнить, где какой товар, и выбрать подешевле, поторговаться с каждым продавцом, а потом навьючить на себя тяжеленные сумки. Их бы энергию - да в производство, давно бы, наверное, жили при капитализме.

ВЕЩИ с бирками престижных французских и итальянских домов моды, которые так охотно раскупают русские "модницы", шьют здесь же, в Турции в маленьких мастерских. Довольно значительная часть их принадлежит курдам, эмигрантам из юго-восточной и восточной частей Турции, живущим в Стамбуле на полулегальном положении и перебивающимся случайными заработками (на курдов приходится и большая часть совершаемых в городе преступлений). Поэтому стоит ли удивляться, когда носки "настоящая "Лакоста" после первой же стирки превращаются в нечто непотребное, шелковая рубашка "от Диора" - чистый акрил и нитки торчат из каждого шва, а строчки на якобы вечерних женских костюмах - как у пьяницы дорога? Кожаные вещи качеством получше, но тут заслуга не турецких мастерских, а югославов, которые лидируют в этой области.

ЧТОБЫ лучше понять, какого качества эти вещи, достаточно назвать их 1 цены: футболки с вышивкой "Гуччи", "Шанель" и т.п. - 5 долларов за штуку, шелковые рубашки "от Диора" - 22 доллара, упаковка "лакостовских" мужских носок - 2 - 3 доллара, мужские кожаные куртки - 160 - 170 долларов, женские дубленки - около 350 долларов. При умелой торговле и оптовых закупках цены снижают раза в два. Одежду для собственных нужд "челноки" (да и не только они, но большинство туристов) предпочитают покупать во "Дворце кожи", например, - цены там повыше, но и качество - не сравнить.

Кроме русских "челноков", на "Гранд-базаре" одеваются те слои населения Стамбула, которые находятся за чертой бедности или около нее, получая минимальную зарплату в 350 долларов в месяц, которые выбирают, что лучше - лишний раз поесть или купить новую вещь. Они - постоянные посетители не только базаров, но и распродаж уцененных вещей и магазинов "одноразовой одежды" (которую не стирают, а выкидывают по мере загрязнения), магазинов системы "секонд хэнд" (эти магазины русскими еще не освоены, но если цены в Турции будут расти инфляция там тоже немаленькая, - то освоят и их).

СРЕДНИЕ слои населения одеваются в магазинах, где вещи выглядят хорошо, но качество их чуть выше рыночных. Высшая часть средних слоев предпочитает вещи фирм "Вакко", "Беймен", "Кип" и т. д. - хорошее качество, интересные модели, выполненные в соответствии с последними новинками сезона, цены на костюмы, например, - 100 - 200 долларов, на натуральную кожаную обувь - 30 - 40 долларов. Один из крупнейших престижных магазинов - "Галерея" (построен по принципу нашего Пассажа, но с огромным катком посередине, маленькими кафе, игровыми автоматами. Этакое "царство торговли"). Большинство русских приходит сюда только на экскурсию, потому как цены - на уровне европейских.

А самые богатые одеваются в импортные вещи: в мужской моде на турецкий рынок начинает входить "Хьюго Босс", в женской - "Эскада", "Макс Маро", и вещи сюда привозят не прошлых сезонов, как в Россию, а на сезон вперед. Импорт в Турции - дело достаточно новое, еще лет 10 назад он здесь был запрещен, и страна вполне обходилась (и обходится) своими силами и даже экспортирует текстиль в Европу.

Те вещи, которые продаются на базаре, не имеют не только никакого отношения к домам моды, но к моде вообще. Ангору, слаксы или костюмчики из акрила не увидишь ни в престижных модных журналах, ни в журналах для домохозяек типа "Бурды", никому из искусствоведов не придет в голову включить их в деловой гардероб или предложить в качестве вечернего туалета (а именно так используют их наши женщины).

Базар есть базар, и можно нашить на вещь хоть килограмм бисера, лучше она не станет.

Юлия ШИГАРЕВА, Стамбул-Москва.

Материал подготовлен при содействии турецкой фирмы "Интергум"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно