Западные карикатуристы любили изображать И. В. Сталина этаким красным воякой с наганом или огромным маузером в руках. Но имел ли "вождь" личное оружие?
СУДЯ по воспоминаниям охранников, у "вождя" действительно был маузер. Только не тот огромный "пистолет-карабин" в кобуре-колодке, известный нам по фильмам о гражданской войне, а небольшой, карманный. Такой, о котором писал А. Гайдар в "Школе": "маленький удобный маузер в мягкой замшевой кобуре", что прислал главному герою отец с фронта.
К 1905 г. волна интереса к автоматическим пистолетам, зародившаяся в Западной Европе, докатилась до России. Многие офицеры начали стихийно, на собственные деньги приобретать у частных торговцев современное оружие. Остановить такие "самозаготовки" запретительными мерами было невозможно, и специалистам было поручено отобрать наиболее пригодные зарубежные образцы. Маузер ждало триумфальное шествие.
Пистолет имел автоматику, основанную на отдаче свободного затвора-кожуха. Магазин снаряжался девятью патронами вместо обычных для карманных пистолетов шести. Удобство, высокая надежность и своеобразное изящество сделали маузер очень популярным - соперничать с ним в России мог только браунинг.
К концу первой мировой войны в России на руках находилось несколько десятков тысяч маузеров, включая трофейные. В конце концов после реквизиций оружия они осели на госскладах. Один из таких пистолетов попал к всесильному генсеку.
Впрочем, воспользоваться им Сталину - одному из наиболее хорошо охраняемых людей в мире - скорее всего, так и не довелось.