В советские времена либеральным интеллигентам (даже считающим себя убежденными атеистами) не нравилось, что в стране нет свободы совести. Теперь же (парадокс) даже служители культа жалуются, что этой свободы стало слишком много - в неимоверном количестве расплодились всяческие религиозные секты. А если взглянуть на проблему глазами не богослова, а психиатра?
ЕСЛИ верить материалам Международного христианского семинара по тоталитарным сектам в России, к ним относятся известное "Белое братство", Богородичный центр. "Аум Синрике", Общество Сознания Кришны, муниты ("Церковь объединения"), тантристы, неосатанисты, мормоны, такие учения, как "Новоапостольская церковь", "Церковь Христа", "Богословие процветания", "Живой поток", секта "Юнивер" и др. Их отличает жесткая иерархическая структура, военная дисциплина и эклектичность вероучения ("синтетический культ") - в идеологии нет ничего своего.
Богородичный центр, основанный Иоанном Береславским (Большаковым), считает, что Божья Матерь - истинная мать каждого человека, в отличие от женщины, непосредственно давшей ему жизнь. Последняя именуется не иначе, как "ведьмой". Проповедуется уход из семьи и иные "добродетели": самоотречение, смирение, подчинение. Существует даже маленький шедевр несвободы - "мысленный пост" - отказ от любого шевеления мозгами.
По мнению г-на Асахары, руководителя секты "Аум Синрике", истина состоит в необходимости ухода от мирской жизни в высшие миры. Этого можно добиться при помощи особых психофизических и духовных упражнений - "интенсивной практики безумия", медитации, инициации и т. д. Вероучение представляет собой смесь некоторых положений йоги и буддизма с христианством. От себя добавлено разве только назойливая самореклама и возведение пожертвований в ранг основного положения духовной практики.
ПАСТВА И ПАСТЫРИ
В СЕКТАХ преобладают студенты, молодые служащие с высшим образованием. Среди них много тех, кто ранее баловался буддизмом, йогой, религиозной философией. К тому же и время такое - идейный вакуум. Православие? Старо и банально. А тут тебе и космический разум, и энергия, и переселение душ... Дураки и неучи, что характерно, в секты не идут. Вот тех, кто успел с избытком обеспечить себя материально, а в душе пусто, - предостаточно. Эти ищут острых ощущений и находят - религиозный экстаз напоминает, по признаниям переживших его, наркотический "кайф": все воспринимается в радужных красках, необыкновенный душевный подъем и прилив энергии.
Есть в сектах и разочарованные - ищут утешения. Если делить сектантов по психическим типам, сразу бросится в глаза обилие психологически неустойчивых личностей, склонных к мистическим переживаниям.
Ну а "отцы"? Сначала многим, в том числе и психиатрам, казалось, что каков поп - таков и приход. Ну не может быть у руководителей сект все в порядке с "чердаком". Московский комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект даже якобы располагал сведениями, что Береславский лечился в психиатрическом стационаре. Но надо было видеть, как он проводит литургии! У него манеры, мимика, эмоции совершенно здорового человека. Хоть завтра в космос! Его литературное творчество - хорошо сделанная пропаганда. Кривоногов и Цвигун после задержания прошли в Киеве психиатрическое обследование и были признаны вменяемыми.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ТЕРМИН "интенсивная практика безумия", введенный Асахарой, не случаен. В ходе многочасовых медитаций могут развиться разнообразные психические расстройства. На определенном этапе у сектанта происходит изменение сознания, развивается состояние гипноза и самогипноза разной степени глубины, возникают зрительные галлюцинации.
В подобных состояниях резко повышается внушаемость с потерей критического восприятия действительности и легко усваивается установка проповедника на слепую веру в то, что он говорит. Этот процесс лежит в основе так называемого кодирования, или программирования, человека. Таким образом, реализуется техника манипулирования сознанием и волей. Втягиваясь в подобную практику, человек становится духовно зависимым от проповедника. Формируется своеобразное "привыкание" (по аналогии с алкогольным и наркотическим) - только духовное.
Многотысячные религиозные шоу - не что иное, как сеансы с элементами массового гипноза. Под его влиянием у потенциальных больных шизофренией болезнь может перейти в активную фазу. При шизофрении гипноз запрещен, так как приводит к обострению шизофренического психоза с бредом. У больных может развиться ощущение, что проповедник управляет ими на расстоянии, - классические признаки психического автоматизма, синдрома Кандинского - Клерамбо.
У человека с уравновешенной психикой меньше шансов быть вовлеченным в секту, но все-таки и он имеет их. Поэтому психологи и психиатры рекомендуют идти знакомиться с приглянувшейся сектой (если уж совсем невтерпеж) вдвоем, а потом делиться впечатлениями, подвергать сомнению все, что вам скажут, задавать "отцам" встречные вопросы. Если проповедник пробует завязать с вами разговор на улице или в метро - пусть для начала представится. При этом следует иметь в виду, что психотехнику и гипноз знают, как правило, не только руководители сект, но и их помощники, которые работают с неофитами. Собственно говоря, ничего сложного тут нет. Достаточно разработанного набора обрядов, психофизических упражнений (музыка, монотонные действия типа пения мантр и т. д.), автоматически вводящих человека в гипнотическое или полугипнотическое состояние. Если учесть, что во многих сектах новичкам приходится подолгу голодать ("пост") и недосыпать ("бдения"), то можно сказать, что создаются идеальные условия для повышенной внушаемости и полной потери критического отношения к происходящему.
Нельзя сказать, чтобы деятельности тоталитарных сект никто не препятствовал. Московская прокуратура завела дело на Богородичный центр. В Киеве Кривоногову и Цвигун "светит" от 8 до 12 лет. Все громче слышится голос психиатров, предупреждающих об опасности, да и сами тоталитарные секты не живут в мире друг с другом. Естественно, не бездействует и Православная Церковь. Тут, правда, не следует забывать, что идет конкурентная борьба за души и кошельки паствы. Новые вероучения стараются урвать кусок от пирога, давно поделенного между мировыми религиями. Православная же Церковь стремится к максимально широкому толкованию термина, "тоталитарные секты" и относит к ним и кришнаитов.
С точки зрения закоренелых материалистов, религиозные секты - это духовная жвачка для не обремененного сомнениями двуногого существа, которому все равно, во что верить: в Троицу, переселение душ, сатану, Марию Дэви Христос или в коммунистическую партию. С другой стороны, прекрасно известно, что образования, подобные тоталитарным сектам, всегда были и, видимо, всегда будут. Примерно так же начинали и первые христиане. Тем же, кто хочет уберечь себя и своих близких, следует помнить, что помочь тут могут две вещи: четкая позиция государства и своя голова на плечах. Первое средство (если оно есть), конечно, куда мощнее, зато второе надежнее и всегда (извините за каламбур) под рукой.