ПЕРЕД вами результаты двух опросов, проведенных консультативно- аналитической фирмой "Дубль-Д" для журнала "Искусство кино". В одном участвовали триста семьдесят кинематографистов, которые представляют мнение профессионального сообщества. В другом - столько же старшеклассников и студентов разных школ и вузов Москвы, это мнение самой активной части зрителей.
"pre" КИНЕМАТОГРАФИСТЫ НАЗВАЛИ: Олег Янковский 137 раз Инна Чурикова 48 раз Александр Абдулов 36 раз Людмила Гурченко 33 раза Марина Неелова 32 раза Елена Яковлева 27 раз Олег Меньшиков 25 раз
ЗРИТЕЛИ НАЗВАЛИ: Дмитрий Харатьян 79 раз Александр Абдулов 33 раза Юрий Никулин 30 раз Олег Янковский 23 раза Николай Караченцов 18 раз Сергей Жигунов 15 раз Елена Яковлева 8 раз "/pre"
Вот что поразительно. Если бы этот опрос был проведен лет пять назад, мы получили бы практически одинаковые списки и у зрителей, и у кинематографистов. А сегодня творцы кино называют одни имена, а те, для кого они (теоретически) работают, совсем другие.
Так, известность Дмитрия Харатьяна - результат точного попадания в область зрительских ожиданий. Именно по нему понятно, какие роли делают актера звездой. Герой картины "Виват, гардемарины!" полностью соответствует представлениям об идеальных отношениях между мужчиной и женщиной. Кстати, и восторги девушек по поводу Олега Янковского - это любовь не просто к красивому актеру, а к идеальному мужчине, рядом с которым можно "исполнить" - хотя бы в воображении - роль идеальной женщины.
Положение в обоих списках Александра Абдулова также проливает свет на механизм возникновения звезд. Артист, который так много снимался и продолжает сниматься сегодня, сильно отстает и от Янковского, и от Харатьяна. С ним у зрителей не ассоциируются роли, для зрителей он - персонаж текущей тележизни. Его популярность - это популярность любого медиатического лидера.
Среди актрис кинематографисты первой назвали Инну Чурикову. В их сознании она сейчас вместила в себя все возможные типы женских "звезд".
В. ДУБИЦКАЯ, социолог.