Женские батальоны остаются характерной чертой своей эпохи - одного из трагических периодов отечественной истории XX столетия.
ДО 1914 г. российские женщины если и могли оказаться на фронте, то почти единственным образом: в качестве сестер милосердия. Однако с началом первой мировой войны нескольким женщинам удалось с личного разрешения Николая II попасть в боевой строй. Одной из них оказалась Мария Бочкарева - выходец из крестьянской семьи, четырежды раненная и награжденная Георгиевскими крестами всех четырех степеней. Именно с ее именем связано появление весной-летом 1917 г. добровольческих женских батальонов. Мотивировалось это необходимостью морально поддержать уставших от войны солдат-мужчин.
К вступающим в батальон предъявлялись строгие требования, в том числе "безупречная честность и серьезное отношение к делу", "жизнерадостность, вежливость, доброта, приветливость, чистоплотность и аккуратность", "уважение чужих мнений, полное доверие друг к другу и стремление к благородству". Из 2000 добровольцев Бочкарева приняла 500, однако многие из тех, кому она дала отвод "за легкое поведение", впоследствии оказались в 1-м Петроградском ударном женском батальоне (именно ему довелось позднее оказаться в Зимнем дворце).
Батальон Бочкаревой получил название 1-го женского батальона смерти. С самого начала женщинам-солдатам пришлось нелегко. В Петрограде, когда они маршировали по улицам, в их адрес слышались грубые шутки. В Молодечно, куда направили батальон после формирования, для охраны женских бараков выставляли усиленный караул.
Женские части формировались также в Москве, Саратове, Мариуполе, Баку, Екатеринбурге, Киеве, Ташкенте, Екатеринодаре, Одессе, Минске. Правда, большинство ничем себя не проявило.
В начале июля 1917 г. 300 человек из батальона Бочкаревой приняли участие в боях под Молодечно. Они сражались отчаянно, неся большие потери. Однако оказать моральное воздействие на солдат-мужчин, переломить антивоенные настроения им так и не удалось.
Осенью 1917 года 1-му Петроградскому ударному женскому батальону предстояло отправиться на Румынский фронт, однако штаб военного округа вызвал его для охраны Временного правительства. Реально в Зимнем дворце, на первом этаже, находилась всего одна рота - 137 человек. После выстрелов орудий Петропавловской крепости и крейсера "Аврора" они сдались и были разоружены. Как позднее установила комиссия Городской думы, в казармах Павловского полка, куда препроводили "ударниц", три женщины были изнасилованы, а одна покончила жизнь самоубийством.
Уже 30 ноября большевистское руководство распорядилось расформировать все женские воинские части. Бочкарева, долго отказывавшаяся участвовать в гражданской войне, в конце концов согласилась на предложение адмирала А. Колчака организовать женский санитарный отряд. Несмотря на то, что отряд фактически так и не начал действовать, она была арестована и в мае 1920 г. расстреляна в Красноярске по приговору ВЧК.
Исаак РОЗЕНТАЛЬ, доктор исторических наук.