Примерное время чтения: 5 минут
142

ОКОЛО 800 ТЫС. ЖЕНЩИН ВОЕВАЛИ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. "Женбаты" товарища Сталина

Большинство женщин, оказавшихся в период Великой Отечественной войны в Вооруженных силах, - связистки, медсестры, регулировщицы, переводчицы и т. д. - находились в составе штатных "мужских" частей. Бывали, правда, исключения: например, отдельные женские авиационные полки. А документы, недавно обнаруженные в Российском государственном военном архиве, повествуют о таком уникальном формировании, как Отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, созданная по личному распоряжению И. Сталина.

ФОРМИРОВАНИЕ бригады началось в ноябре 1942 г. Ее костяк должны были составить 19 - 20-летние девушки, объединенные в 7 батальонов общей численностью около 7 тыс. человек. Судя по сохранившимся рапортам, в первые месяцы в бригаде испытывался острейший недостаток того, что интендантам казалось блажью, а на деле было жизненно необходимо, - в частности, обуви малых размеров. Длительное время не хватало даже нижнего белья, поэтому после бани приходилось надевать старый комплект, пропущенный через дезинфекционную камеру.

БЕРЕМЕННЫЕ КРАСНОАРМЕЙЦЫ

НО ГЛАВНОЙ сложностью в жизни бригады было иное. В условиях военного времени она оставалась большим женским коллективом. О драмах, возникавших из-за того, что мужчины, принимавшие командование ротой или батальоном после ранения, не понимали специфики положения, свидетельствуют архивные документы.

Из донесения политотдела бригады в политотдел Московского округа, апрель 1943 г.

"Во время тактических занятий мл. лейтенант Дашко ударил курсанта Михайлову по лицу за отказ одеть противогаз, не выяснив причины отказа..."

Впрочем, другие мужчины из числа комсостава, сориентировавшись, быстро открывали для себя преимущества своего нового назначения.

Из донесения политотдела бригады в политотдел Московского округа, октябрь 1943 г.

"При приеме пополнения из Серпуховского запасного полка в отдельный истребительный противотанковый дивизион зам. командира дивизиона капитан Орлов В. И. оделся врачом и произвел полный телесный осмотр бойцов-женщин. Осмотрев 9 человек, он сделал перерыв..."

"Старший лейтенант Гирс, пользуясь своим служебным положением, вызвал к себе на квартиру красноармейца своей роты Родионову и сделал ей предложение о сожительстве, - сообщалось далее в том же донесении. - Она согласилась, и это сожительство продолжалось вплоть до ее беременности..."

"Зам. командира 4 отд. стрелкового батальона Лапин предлагал сожительствовать старшему сержанту Елькиной и связной Песковой, - констатировалось также в донесении, - после чего Елькина имела настроение дезертировать, а Пескова хотела покончить жизнь самоубийством. Елькину Лапин назвал нецензурными словами, повторив это несколько раз. Когда Елькина потребовала объяснения за оскорбление, он пригрозил ей гауптвахтой..."

Некоторые офицеры жили сразу с несколькими своими подчиненными, а один командир роты присваивал своим менявшимся пассиям звания старшин.

Уже в январе 1943 г., т. е. через два месяца после возникновения бригады, из нее по причине беременности было отчислено 58 человек. Затем ситуация несколько изменилась, поскольку на должности командиров взводов и рот стали назначать офицеров-женщин. И все же при расформировании бригады в мае-июне 1944 г. опять-таки по причине беременности было уволено около 200 человек.

В свою очередь военный прокурор бригады (тоже женщина) обещала, что "пересажает всех мужчин". Из документов можно сделать вывод, что кое-что в этом плане ей удалось.

РЫТЬЕ ОКОПОВ КАК САМОЦЕЛЬ

ЕЩЕ ОДНИМ явлением, с которым было вынуждено бороться командование бригады, было дезертирство. Только за декабрь 1942 г. - февраль 1943 г. дезертировали 60 человек. Примерно две трети из них составляли те, кто уже побывал на фронте и хотел просто вернуться в свои части. Однако это желание нередко заканчивалось судом военного трибунала. В январе 1943 г. две девушки были даже приговорены к расстрелу. Но, несмотря на эти драконовские меры, дезертирство, то затухая, то усиливаясь, не прекращалось.

В чем-то дезертирству способствовало и то, как использовалась эта бригада. Так, в мае 1943 г. она была направлена на возведение оборонительных сооружений в Подмосковье. К этому времени противник был отброшен от столицы на 300 километров и не предпринимал попыток возобновить наступление на Москву. Несмотря на это, бойцы бригады были вынуждены в спешном порядке в дождливую погоду, зачастую по колено в воде рыть окопы и блиндажи. Показательно, что земляные работы начались 13 мая, а полагавшийся при этом усиленный паек начали давать лишь с 1 июня.

В октябре - ноябре 1943 г. два батальона бригады работали на строительстве Московского метрополитена, а еще один занимался заготовкой дров.

Дислоцировалась бригада на ст. Очаково в черте нынешней Москвы. На фронт она отправлена так и не была. В ноябре 1943 г. ее передали в состав внутренних войск НКВД, а в январе следующего года некоторые из подразделений бригады послали в Смоленскую область: охраняя тыл Западного фронта, они прочесывали леса в поисках диверсантов и уклоняющихся от службы в армии, устраивали облавы на станциях и в крупных населенных пунктах.

Летом 1944 г. бригаду расформировали. Это во многом было вызвано тем, что майор В. Крылова - один из инициаторов создания бригады, ставшая заместителем командира, - была арестована СМЕРШем по малопонятному обвинению в шпионаже в пользу Германии. Так закончилась история чуть ли не единственной за всю войну воинской части, столь похожей на известные женские батальоны Временного правительства образца 1917 г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно