Примерное время чтения: 6 минут
303

СКАНДАЛ. Плутни с плутонием

Вряд ли кто-нибудь мог предположить, что довольно заурядный инцидент, каковым по большому счету является история с плутонием, изъятым у гражданина Германии, пассажира рейса Москва - Мюнхен компании "Люфтганза", займет умы всех высших лиц Европы и примет явно политический характер. Создается впечатление, что шумиха вокруг этого происшествия кому-то очень выгодна. Но есть ли шансы украсть в России плутоний?

ОБРАТИМСЯ к авторитетному специалисту-физику. Свое имя он предпочел не обнародовать:

- Существуют 3 источника возможной кражи радиоактивных материалов. Это радиохимические комбинаты, где из обогащенного урана получают плутоний - начинку для атомных бомб.

Второй теоретический источник - войска, особенно те, где происходит демонтаж ядерных ракет. Там также речь идет о плутонии. И третий источник - НИИ.

Работают в них преимущественно с солями урана и его низко- и среднеобогащенными изотопами. Бомбу из них не сделаешь.

- Сколько плутония достаточно для проведения ядерного взрыва?

- При определенных условиях достаточно и 1 кг. Поэтому на тех предприятиях, где его вырабатывают, разрешается иметь только 1 кг плутония на рабочем месте.

Рабочее место на радиохимическом комбинате - это бокс, закрытая камера, опечатанная 7- м отделом, который следит за сохранностью продукции.

- Можно ли вынести плутоний с предприятия?

- Вы приходите в санпропускник и раздеваетесь догола. Идете в душ, затем надеваете новое белье и идете в цех. Проходите несколько военных постов с датчиками. Если вы плохо помылись после работы в цехе и, скажем, на пальцах у вас что-то осталось, вас "засекут". Так что на гражданских объектах, где производят плутоний, украсть его с территории нельзя даже теоретически.

Можно скрыть от человеческих глаз несколько граммов плутония - например, в заднем проходе, - но для датчиков и это не проблема. Потом - кому охота облучать этот самый проход? Я не могу ничего сказать о военных объектах на Украине и в Белоруссии, где идет демонтаж ракет с ядерными боеголовками. Но едва ли у офицеров "хватит ума" отпилить кусочки боезаряда. Это самоубийство.

- Что такое 1 кг плутония на комбинате?

- Примерно 2-литровая банка пористого или гранулированного металла.

- И все же, где можно стащить радиоактивный материал у нас в России?

- Теоретически - в НИИ. В Москве, например, это Курчатовский институт и "девятка" - также московский НИИ. В "девятке" классические 4 кг плутония не наберешь. В Курчатовском - вполне возможно. У них есть свой реактор. Год назад было много безобразий. В сейфах хранилось столько емкостей с ураном-235, что все могло взлететь на воздух в любой момент. Лежал даже обогащенный до 36% - уран-235. Но последние полтора года там сильно ужесточили все требования по секретности и безопасности. Что- либо стащить сегодня невозможно. Положение улучшилось с появлением ГАН - Госатомнадзора. С ним связаны какие-то подвижки с физикой хранения ядерных материалов.

- В чем была опасность хранения урана в сейфах?

- В том, как это происходило. Например, в бочонке хранилось 2 кг обогащенного урана. Другой такой бочонок мог стоять не ближе 200 мм. А они стояли рядом. Не дай Бог, случись пожар...

- Курчатовский институт мог взлететь на воздух?

- Любой институт.

- И много их таких?

- Только в Москве - 5 - 7.

- То есть можно было стащить из НИИ порошок обогащенного урана?

- Сколько угодно.

- А может ли террорист сделать из порошка бомбу?

- Нет. Это очень сложно. Нужно иметь ядерный реактор, ускоритель. Но террорист может загадить этим порошком большую территорию. Не надо ничего взрывать. Например, здание торгового центра в Нью-Йорке пришлось бы дезактивировать лет десять.

- В Германии поймали злодеев с радиоактивным порошком. Можно ли определить место его происхождения?

- Естественно. Исходное сырье всегда различается. Например, двуокись урана-238 мы получали из усть-каменогорского и электросталевского сырья. Так вот, при одной и той же технологии разница в сырье была очевидна.

Так что методика определения места, откуда происходит сырье, проста.

- Много ли лабораторий, где работают с радиоактивными материалами?

- В НИИ - десятки лабораторий. В лаборатории - несколько групп. И все работают с ураном. Но едва ли найдутся сегодня желающие губить здоровье и выносить эту - в общем-то - гадость. Доза - обеспечена, да и срок тоже.

* * *

Немецкая пресса еще за две недели до случившегося писала о нескольких случаях хищения плутония с российских предприятий, о которых ничего не знали ни наша Федеральная служба контрразведки, ни Минатомэнерго, а потом "неожиданно" контрабандный плутоний "всплывает" именно в Германии. В чем дело?

Есть версия, что большинство дел с контрабандой радиоактивных материалов ведется германскими спецслужбами именно методом "подставок" - с помощью подсадных продавцов или покупателей. С одной стороны, их ретивость вполне объяснима - Германия напугана чернобыльским облачком и набирающим обороты международным терроризмом. Но, с другой стороны, возникает вполне закономерный вопрос - а почему подсадными не могли оказаться одновременно и покупатель, и продавец?

Похоже, кому-то очень хотелось, чтобы обнаруженный плутоний оказался именно российским. В этом случае Россию автоматически можно было бы объявить неспособной контролировать свои ядерные запасы и технологии и тем самым заставить ее смириться с контролем извне - вплоть до того, что на КПП Арзамаса-16 будет сидеть сержант Джон или унтер-офицер Дитрих. О передовых технологиях и государственных тайнах в этой области нам тогда придется забыть, так как они тут же станут достоянием стран- конкурентов.

И в этом случае решимость наших спецслужб и дипломатов на корню пресечь попытки навязать нам этот контроль очень даже похвальна.

Тем более, как показали исследования атомной лаборатории в Лос-Аламосе (США), изъятый радиоактивный материал представляет собой известную смесь "мокс", которая используется в ядерных реакторах Бельгии, Германии, Франции и Японии, но никак не в России. Более того, по данным американских экспертов, в России даже еще не разработана технология применения этой смеси.

Понять тревогу западных государств можно. В самом деле, терроризм процветает, взрываются 100-этажные торговые центры, а тут еще постоянные упоминания о "русской мафии" в сочетании с "русским бардаком". Для полного счастья только ядерной угрозы не хватает... Действительно, сотрудничество спецслужб разных стран необходимо. И, как заявил руководитель ФСК С. Степашин, Россия готова к такому сотрудничеству. Только не надо никого выставлять дикарями с ядерной кнопкой...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно