"Я испытываю сожаление к людям, не знающим шахмат, как бывает жаль человека, не изведавшего чувства любви", - эти слова немецкого шахматиста Зигберта Тарраша, претендента на мировое первенство в конце XIX - начале XX века, сегодня приобретают особый смысл. Неужели с развитием компьютеризации мы будем лишены общения с живым партнером...
СТРЕМЛЕНИЕ людей создать искусственного шахматиста известно с давних времен. В конце XVIII века венгерский изобретатель и механик Вольфганг Кемпелен создал автомат "Турок", играющий в шахматы. При помощи различных рычагов и хитроумных устройств "Турок" делал ходы на доске. В течение 70 лет он производил настоящий фурор своими победами. Побывал он и в России.
Но все-таки это был обман: внутри оригинально устроенного механизма находился живой человек, хорошо играющий в шахматы.
Сегодня же невозможно представить современного гроссмейстера без переносного компьютера. Для нового поколения шахматистов это составляющая их подготовки к партии.
В прошлом году в Мюнхене был проведен 12-й чемпионат мира среди шахматных компьютеров, точнее, среди программ для персональных компьютеров и среди специализированных шахматных машин. Чемпионом мира стала программа "Хиаркс" (Англия). Российские программы "Мираж" и "Кентавр" заняли места в середине таблицы среди 28 программ. В турнире специализированных шахматных машин победила "Мефисто Гениус", которая затем выиграла матч из двух партий у "Хиаркс".
Сейчас ЭВМ, прежде чем сделать ход, перебирает в секунду миллионы позиций. Выходит, человек перед компьютером обречен?
По мнению гроссмейстера В. Корчного, у которого три компьютера, "...шахматы, имеющие в себе элементы науки, искусства, спорта, психологии, бледнеют перед компьютером, главным в котором является наука". Тем не менее он считает, что лет через восемь компьютер обыграет чемпиона мира и у людей пропадет интерес к этой игре. Шахматы "умрут" в XXI веке, так как элемент искусства из них выветрится. Человеческий мозг взял на себя задачу себя же принизить...
Но пока на Недавнем блицтурнире, состоявшемся в Мюнхене в мае, среди таких известных гроссмейстеров, как Г. Каспаров, В. Ананд, Н. Шорт, Б. Гельфанд, В. Крамник, играла и программа "Fritz" на компьютере с мощным процессором Pentium. Победителями оказались двое: чемпион мира и компьютер (причем в личной встрече между ними победу одержал электронный шахматист). По условиям состоялся дополнительный матч. И здесь чемпион мира взял реванш. В пяти поединках компьютер лишь только две партии свел к ничьей.
Экс-чемпион мира М. Ботвинник полагает, что если математики найдут метод решения переборных задач, то искусственный шахматист сможет превзойти шахматиста живого.
Однако подождем с категоричным выводом. Вот мнение Дэвида Леви, международного мастера из Шотландии и специалиста в области компьютеров: "Усовершенствование может идти путем повышения счетных способностей компьютера и развития его шахматной памяти, но никто никогда не сумеет придать ему того, что является самым главным для шахматиста, - позиционного чутья, а также фантазии и смелости".
Так что поживем - увидим и... вспомним валлийскую пословицу: "Три вещи необходимы человеку для полного счастья: иметь хорошую семью, слушать хорошую музыку и сыграть раз-другой в неделю хорошую партию в шахматы".