Я ОЧЕНЬ хочу получить ответ на вопрос, который мучает меня вот уже 19 лет, с тех пор, как умерла моя мама... Она потеряла сознание дома. Когда приехала "скорая", врач сказал, что это скорее всего кровоизлияние в мозг. После этого распорядился отвезти маму в больницу. Положили ее в маленькую комнатку около туалета. Это был "бокс смертников"... Ходили толпами студенты, брали кровь, расширяли зрачки, дергали за голову. Я не знала, что ее, мою мамочку, мою родную заведомо зная, что она умирает, увезли в больницу на опыты студентам! Почему? Почему так делают? Из морга маму привезли всю изрезанную, череп открывался, как у глиняной куклы, тетки связали голову платком.
Зачем издевались так над человеком? И могу ли я сейчас, при своей жизни, оставить документ, чтобы меня не возили на опыты ни в больницу, ни в морг, от чего бы я не умерла.
Т. Демина, Красноярск.
Комментарий врача-нейрохирурга, ассистента кафедры ММСИ им. Семашко А. ХОДНЕВИЧА:
- СЧИТАЮ, что это письмо продиктовано больше эмоциями, которые, естественно, испытывала 17-летняя девушка, присутствуя при кончине своей матери. Вероятно, психологический шок оказался настолько силен, что и по прошествии многих лет автор письма не в состоянии взглянуть на прошлое объективно. Попробую это сделать вместо нее.
Во-первых, название "бокс смертников", это какой-то больничный фольклор. Геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг) - заболевание очень тяжелое с большим процентом смертности. Поэтому, чтобы не травмировать психику остальных пациентов, тяжелых больных стараются класть в отдельные палаты.
Во-вторых, кровь берут для установления более точного диагноза; расширяют зрачки, чтобы по глазному дну определить, насколько повышено внутричерепное давление, а голову могли поворачивать, чтобы лучше видеть то же глазное дно или проверить неврологические симптомы.
В-третьих, проводить опыты на больных людях запрещено законом. Студенты могут осматривать больного под руководством врача- преподавателя, если больница является клинической базой мединститута.
Что касается патологоанатомического вскрытия, то обычно люди, умершие в больнице, ему подвергаются, чтобы установить, правильно ли был поставлен диагноз лечащим врачом, верным ли было лечение и так далее. По заявлению родственников на имя главврача лечебного учреждения вскрытие могло и не проводиться. Думаю, автор письма просто об этом не знала. И, наконец, она, конечно, может оставить бумагу, в которой выразит свою волю не подвергаться вскрытию после смерти. Но она должна знать, что окончательное решение все равно будет приниматься врачами.