Примерное время чтения: 6 минут
179

ПРОЩАЙ, ЗЕМЛЯ ЦЕЛИННАЯ. Казахстан становится казахским

Одна из самых характерных примет сегодняшнего Казахстана - массовая эмиграция русскоязычного населения, особенно с некогда знаменитых целинных земель. Только из Акмолинской области в прошлом году выехали 32 тысячи человек, в нынешнем количество эмигрантов приблизится к 40 тысячам. Начиная с 1989 г. число русских в Казахстане уменьшилось почти на 200 тысяч человек, украинцев - на 40 тысяч, а немцев - на 344 тысячи. Зато численность коренного населения возрастает.

АНАТОЛИЯ Михайловича О. - пятидесятишестилетнего инженера, находившегося в командировке в Караганде, - жестоко, до полусмерти избили четверо парней-казахов. Врачи чудом спасли его жизнь. Когда их поймали, на вопрос, а смогли бы они поступить так с человеком своей национальности, парни ответили: нет, у них с детства - уважение к старшим.

Елену Михайловну И., коренную алмаатинку, летним вечером избили трое молодых казахов. Сначала потребовали деньги, а когда женщина ответила отказом" ее сбили с ног...

Олега М., восемнадцатилетнего студента, чуть не покалечили его сверстники только за то, что он не смог ответить на вопрос по-казахски.

Бытовой национализм - явление особенно тревожное для Казахстана послеперестроечной эпохи. Хотя советник по межнациональным вопросам аппарата президента Казахстана Александр Штопель заметил, что подобные случаи наблюдались и раньше, двадцать и тридцать лет назад. Массовый исход русскоязычного населения объясняется не только проявлениями бытового национализма, причина его прежде всего - в тяжелом экономическом положении казахстанцев, многие из которых подошли к последней черте. Профсоюзные лидеры Актюбинской области в обращении к президенту Казахстана подчеркивают: "Свыше 1700 человек находятся в вынужденных отпусках, а 2137 состоят на учете как безработные. На краю пропасти сельские труженики. В унизительном положении находятся работники образования и науки, здравоохранения и культуры. Закрываются больницы. Растет смертность среди населения. В трудноразрешимую проблему превратились похороны. Мертвым плохо, но и живым несладко".

Даже в столице Казахстана предприятиям и учреждениям задерживают зарплату. Нетрудно представить, как живется людям на селе. "Есть дальние аулы, где вообще еще не видели новых денег, казахских тенге", - утверждают сведущие люди. Чабаны вынуждены забивать скот, продавать его за бесценок, чтобы хоть как-то приготовиться к предстоящей суровой зиме. Известны случаи, когда животноводы обменивали овцу на 5 кусков хозяйственного мыла.

ЯЗЫК ТВОЙ - ВРАГ МОЙ

ПЛОХО всем, не только русским, это верно. Но справедливости ради нужно сказать, что никогда ранее русские не чувствовали себя в Казахстане такими ущемленными, и дебаты по поводу существующих противоречий между русской диаспорой и коренным населением идут постоянно. И особенно горячо - по языковой проблеме. Русскоязычные доказывают, что без русского языка Казахстан откатится назад, их оппоненты пытаются убедить, что именно казахский язык, в отличие от русского, нуждается в защите.

Известный казахский писатель, главный редактор журнала "Парасат" Смагул Елубаев говорит: "Сейчас свыше полутора миллионов человек казахской молодежи совершенно не знают родного языка". Но сегодня многие задают вопрос, а можно ли еще спасти его?

Как заметил советник по культуре, литературе и искусству аппарата президента Казахстана Толен Абдиков: "Окажитесь сегодня в любом уголке Казахстана, даже самом глухом, и, если вы заговорите по-русски, вас поймут". А сколько людей, которые, не зная русского, оказываются в затруднительном положении? Абдиков рассказал о немолодой казашке, приехавшей из Китая навестить родственников. Без знания русского языка она не смогла найти нужного адреса, даже молодые казахи, к которым она обращалась, были бессильны ей помочь, потому что сами не знали родного языка. Разве это не парадокс?

Все чаще и чаще в Казахстане говорят о перекосе в национальной политике, произошедшем за годы Советской власти. Освоение целины называется не иначе как покорением Казахстана. Что главной целью целинной эпопеи было отнюдь не освоение земель, а политика великого переселения народов. В качестве аргумента приводится статистика, обнародованная в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, что в Семипалатинской области (читай Северо-Восточный Казахстан) 88% населения составляли казахи. Сейчас казахов здесь чуть больше 15%. Вспоминается и фраза Никиты Сергеевича Хрущева, сказанная им якобы в кулуарах, что только ему удалось покорить такую страну, как Казахстан, без единого выстрела. Может быть, это и так, но возможно ли вернуть Казахстан назад к началу 50-х гг.?

АКМОЛА ПРОТИВ АЛМА-АТЫ

НА ВОПРОС, возможен ли в Казахстане югославский или тираспольский вариант, советник по межнациональным вопросам аппарата президента Казахстана А. Штопель, не задумываясь, ответил: "Нет, я такого даже в голове не держу". Но проблемы с каждым днем становятся острее, особенно неспокойно в северных регионах, где ни один день не обходится без межнациональных разборок. Все чаще и чаще лидеры русских общественных движений призывают провести референдум, чтобы вывести северные регионы из состава Казахстана. В свою очередь, активно муссируются слухи, что Нурсултан Назарбаев вот-вот расформирует Северо-Казахстанскую область, но сам президент, находясь в Петропавловске, назвал эти слухи лишенными основания.

Ну а все же, если референдум будет проведен и население северных областей выскажется за основание своей республики, подобно Приднестровской, что тогда? Александр Штопель ответил "Нет, это невозможно. Потому что прежде всего - антиконституционно". Практика показывает, однако, что не все подчиняется конституции. И если - не дай Бог - случится пожар в Казахстане, то он запылает намного серьезнее, чем, например, в Молдавии, - с этим согласится каждый казахстанец.

К сожалению, не повышает рейтинг президента и предстоящий перенос казахстанской столицы в ту самую Акмолу, откуда идет широкая миграция русскоязычного населения. Вопреки сообщениям российских средств массовой информации, никаких конкретных решений Верховный Совет Казахстана пока не принял. "Верховный Совет лишь в принципиальном плане согласился с президентом о переносе столицы", - отметил председатель Комитета по социальной защите населения Верховного Совета Республики Казахстан В. Макалкин.

Конечно, алма-атинские бюрократы еще дадут не один бой Нурсултану Назарбаеву, но за юбку красавицы Алма-Аты будут держаться до последнего. Понятно, что немалая часть населения Казахстана тоже весьма скептически относится к переносу столицы, куда полезнее было бы использовать выделенные средства на нужды того же населения...

Константин ОРЕКОЗЕВ, Алма-Ата.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно