ТАДЖИКИСТАН - самая сейсмическая зона страны: в год здесь происходит до 3 тыс. "подземных бурь". Но если сотрудники Института сейсмологии и сейсмического строительства в Душанбе научились их заранее предвидеть, чем завоевали высокий авторитет, то "эфирные бури" предугадать не может никто. "Радиоголоса" обрушивают на республику с Запада и Востока "информацию", суть которой сводится к тому, что Таджикистан, традиционно выращивающий на больших площадях хлопок, стал "колонией Москвы", а при этом, конечно, "русифицирован".
Этот регион в связи с высокой рождаемостью, по мнению идеологов Запада, уже охватила "острая безработица, которая со временем будет еще расти", да вдобавок республику "захлестнула" "мусульманская волна".
Мне же Таджикистан представился совершенно иным. Краем экономически и культурно развитым, с необычайно гостеприимным и доброжелательным народом.
Успехи и проблемы здесь соседствуют. Да, по урожайности тонковолокнистых сортов хлопчатника республика не имеет себе равных в мире: она в Таджикистане выше, чем в США, Турции, в 1,3 раза, Судане - в 4 раза, Индии - в 5,7 раза. Хлопок здесь, по сути дела, является той базой материального производства, в развитии которой сочетаются интересы экономики всей страны. Главное, однако, состоит в том, что, кроме хлопководства, в Таджикистане с помощью других союзных республик создавались, а ныне развиваются многие другие отрасли экономики: машиностроение, металлургия, химия, электротехника, энергетика.
Вспомним, что уже в самые первые годы новой жизни таджики познали могучую силу дружбы русского, украинского, узбекского и других братских народов СССР. Ни одну из стоявших тогда перед молодой республикой задач она не смогла бы решить только своими силами. Таджикистан испытывал острейшую нужду буквально во всем: в строительных материалах и опытных строителях, в школах и учителях, в тракторах и агрономах. И помогала тогда вся страна. В 1927 г. дотации из общесоюзного бюджета составили в бюджете республики 92,2%.
В начале 60-х годов Таджикистан приступил к широкому освоению своих гидроэнергетических ресурсов. По их потенциальным запасам, которые оцениваются в 300 млрд. кВт-ч в год, республика занимает в стране второе место после РСФСР. Первой крупной гидроэлектростанцией стала Нурекская ГЭС на реке Вахш мощностью 2,7 млн. кВт. Ее строили представители более 40 национальностей. В разработке проекта участвовали десятки научно- исследовательских и проектных институтов. Машины, оборудование, материалы и конструкции поставляли заводы Украины, Белоруссии, Российской Федерации, Казахстана.
На базе этой энергии формируется ныне Южно-Таджикский территориально-производственный комплекс.
ЗАВОД СРЕДИ ПОЛЕЙ
Заводские корпуса на фоне хлопкового поля - вот, если можно так сказать, собирательный образ города Турсунзаде. В небольшом городке среди Гиссарской долины, посреди района, который всегда считался чисто сельскохозяйственным, в 1975 г. вступило в строй действующих крупнейшее предприятие - алюминиевый завод. А вскоре дал первую продукцию и завод по производству фарфоровой посуды.
Предприятия как бы перевернули судьбу города. Молодых рабочих теперь посылают учиться в профтехучилища на Урале, на алюминиевые заводы страны. А приезжие специалисты обучают их на заводских курсах, в ПТУ при заводе. Молодежи дают направления в металлургические техникумы и институты.
Фарфоровый завод знаменит тем, что выпускает пиалы, чайники, блюдца - столь любимую в Таджикистане национальную посуду, которую еще совсем недавно приходилось завозить из других республик. Молодежь учится ремеслу керамистов в училищах и на предприятиях Узбекистана, Казахстана, Украины.
ОБЫЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Перед поездкой в республику я познакомился с трудами "советолога" Э. Каррер д'Анкосс, которая считает себя "специалистом" по демографии Таджикистана. Она пишет: "Во всех случаях бракосочетание представляет для народов мусульманского происхождения случай проявить глубокую привязанность к своим традициям и отнестись с высочайшим пренебрежением к советским законам и отношениям".
И, несколько обремененный таким "научным" багажом, я побывал в одном типичном для республики хозяйстве.
Чтобы обратиться на родном языке к каждому из 1600 членов колхоза им. Максима Горького Курган-Тюбинской области, нужно быть полиглотом: представители 16 национальностей - таджики, узбеки, туркмены, русские, немцы и др. - здесь выращивают хлопок и рис, занимаются шелководством и животноводством.
Но председатель сельскохозяйственного кооператива С. Бекназаров вполне обходится двумя языками - таджикским, который, кстати, родным считает 97,8% населения, и русским, который стал надежным средством межнационального общения.
Семьи в колхозе им. Максима Горького, как и в целом по республике, большие: вместе нередко живут представители трех, а то и четырех поколений. Обычным явлением стали здесь и браки между людьми разных национальностей.
Механизатор колхоза - узбек Б. Хакимов много лет назад женился на немке В. Моос. У супругов семеро детей. Они получили образование и специальности - учителя и зоотехника, механизатора и медицинского работника. Все, кроме младших - Александра и Ирины, вышли замуж или женились. В большую семью Хакимовых влились таджики и русские.
- Всей семьей мы собираемся не так уж часто, - рассказывает Б. Хакимов. - У каждого много повседневных забот. Но в праздники мы всегда вместе. И тогда наш дастархан (праздничная скатерть с угощением) красноречиво говорит о "пристрастиях": за русским борщом подается таджикский плов, кексы, испеченные по "немецкому" рецепту, сменяют узбекские сладости...
Но не всегда жизнь этой семьи складывалась столь безоблачно. Когда Курбанали Хусейнов решил жениться на Нине - одной из дочерей Хакимовых, то столкнулся с препятствием: старики из рода Курбанали воспротивились их браку. "Ты - таджик, отец твоей избранницы - узбек, ее мать - немка. Кем же будут по крови твои дети?" - говорили они. Хотя в Средней Азии не принято перечить старшим, Курбанали смог настоять на своем, и свадьба состоялась. Однако на этом дело не кончилось. Уже после свадьбы родители молодого мужа советовали ему не отпускать Нину в город на учебу. Но и здесь Курбанали не сдался.
Сейчас Курбанали и Нина Хусейновы - уважаемые в колхозе люди. Он - учитель географии, она - начальник отделения связи. У них трое детей - две дочки и сын. Кто они - узбеки или таджики? - молодые люди согласно нашему законодательству решат самостоятельно, когда станут совершеннолетними.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И в заключение несколько слов о "мусульманской волне". Да, процент верующих в республике еще довольно высок. Но известно, что ушла в прошлое реакционная традиция, порожденная мусульманской религией, - запрет женщине выходить на улицу без паранджи. В Таджикистане женщины ныне составляют 39% всех рабочих и служащих. Среди них 689 докторов и кандидатов наук, 15 депутатов Верховного Совета СССР.
Остается актуальной проблема окончательного преодоления таких обветшалых традиций и обычаев, как калым, выдача замуж несовершеннолетних. В нашей печати подвергаются критике те исследователи, которые занимаются идеализацией архаической старины. И "советологи" Запада пытаются выдать такую критику за "дискриминацию" народа Таджикистана в изучении его прошлого. По их словам, кто-то покушается на святая святых "национального духа". Но разве существует вечный и неизменный "дух нации"? И здесь их "теории" оказываются далеки от реальности. Таджикистан за годы Советской власти доказал, что он - равный среди равных в братской семье, состоящей из 5 союзных республик. И никакие "эфирные бури" не могут разрушить этот прочный союз.