Недавно по одному из телеканалов показали село Бутка, где родился и провел детство Президент Ельцин.
Лет тридцать назад появился в бывшем Союзе термин "малая родина". Про "малые родины" партийных вождей слагали песни, стихи.
В деревню Калиновка Курской области, где родился Никита Хрущев, приезжали экскурсии с Кубы и из Монголии. "Малые родины" наших вождей становились образцово-показательными, им завидовали жители мест, не отмеченных началом биографий великих. Не отличался от прежних вождей и Михаил Сергеевич Горбачев. Он свою "малую родину" - село Привольное - обустроил как надо. Но никого туда не пускали, чтобы не завидовали и товары из магазинов не растаскивали.
Похоже, наш нынешний вождь ударился в другую крайность, оставив свою "малую родину" на произвол судьбы.
...ПРИ въезде в село Бутка Талицкого района Свердловской области стоит здание местной церкви. До перестройки в ней много лет был кинотеатр. Еще раньше тут крестили Бориса Николаевича Ельцина. В книге "Исповедь на заданную тему" Президент так вспоминает об этом: "...Как принято в деревнях, священнику родители подносили стакан бражки, самогона, водки - кто что мог... Учитывая, что очередь до меня дошла только во второй половине дня, священник уже с трудом держался на ногах. Мама, Клавдия Васильевна, и отец, Николай Игнатьевич, подали ему меня, священник опустил в эту бадью, а вынуть забыл, давай о чем-то с публикой рассуждать и спорить... А когда поняли, мама, крича, подскочила и поймала меня где-то на дне, вытащила. Откачали... "
КОГДА Ельцина избрали Президентом, набожные старожилы села направили ему челобитную, мол, не откажи, батюшка, уважь земляков: стань почетным старостой церкви. Говорят, он согласился... Когда он возглавлял Свердловский обком, в селе заасфальтировали центральную улицу и под шумок - еще две трети поселка. Областные финансисты диву дались: куда столько асфальта уходит? В конце 70-х провели и нормальную дорогу к райцентру Талица. Теперь на "Москвиче" сюда можно за 20 минут добраться. Недавно страстный поклонник Ельцина из Талицы, рассуждая по принципу: с известной овцы хоть шерсти клок, решил получить от президентства земляка еще один дивиденд, организовав в Бутке музей Ельцина. Разыскали дом, где жила семья Ельциных, но его хозяин отказался отдавать жилье под "какой-то там музей". А более предприимчивый сосед предложил продать району свой домишко - за десять "лимонов". Пока таких денег не нашлось.
Из пяти тысяч жителей села не меньше двух десятков - ближние и дальние родственники Ельциных, еще несколько сотен хорошо помнят отца и мать Бориса Николаевича. Рассказывают, что его отец, Николай Игнатьевич Ельцин, переехавший в середине тридцатых годов вместе с семьей в Пермскую область, вскоре после войны возвратился в родное село, работал сначала строителем, потом прорабом. Многие дома в селе - его рук дело. СУПРУГИ Ельцины, вспоминают односельчане, были горазды и поработать, и отдохнуть. Двоюродная (или как она сама говорит - сродная) сестра Николая Игнатьевича - Таисия Савватеевна Берсенева (то есть тетя Президента), по сей день живущая в Бутке, вспоминает, что в праздники в ее избе родственники собирались на спевки. Клавдия Васильевна и Николай Игнатьевич были запевалами. Николай играл на гармошке и балалайке. Выпивал, но в меру.
Бывало, заглядывал на "огонек" и Борис, приезжавший навестить родителей. Родственники вспоминают, что он вечно спешил, торопился - и когда учился, и потом, работая на домостроительном комбинате.
Когда Б. Ельцин стал начальником ДСК, его друзья подшучивали: мол, надо же, выбился в руководители - со всех качество требует. А пока прорабом работал, ему на объекты не везло - дома, построенные им, переделывать приходилось. Об этом вспоминает сноха Таисии Савватеевны.
А сама восьмидесятичетырехлетняя старушка рассказывает: "Поехала как-то в гости к Боре в Свердловск. Хоромы - хоть в прятки играй - комнат восемь, а обстановки почти никакой. К чему тогда так много комнат, спрашиваю Наю, она и говорит: да вот новую квартиру дали в обкоме, первый секретарь все же, а мы никак привыкнуть не можем. Роскоши-то Борис не любит, говорит, ни к чему это все. Когда Боря и Ная перебрались в Москву, мы привозили Клавдии Васильевне картошку и овощи, от посторонних помощи она не принимала. Борис ругался, если узнавал, что кто-то пытается семье услужить. А сейчас выступает он по "ящику" усталый такой, болезный весь, а я ему в экран: Боря, шел бы на пенсию, к нам в село ехал отдыхать. Пенсию небось хорошую дадут. Чего надрываться, никто уж не хочет тебя в президентах видеть!" - резюмирует тетка Президента.
Двоюродный брат Ельцина, Станислав Федорович Глебов, рассказывает:
- Когда он обещал фермерам "зеленую улицу", подумали - наконец-то по совести заживем. Земляк и сродственник, не обманет. Получилось - один срам. Хоть 24 часа в сутки работай - затрат не окупишь. Осталось все бросить, да в омут головой. Если бы не жена-учительница, уж давно бы по миру пошли. Сын в школу в рваных ботинках ходит. И мы не одни такие!
Другие жители села Бутка от перемен последних лет тоже не в восторге. Старшеклассники единственной в селе средней школы (есть, правда, еще одна - но для умственно отсталых) о Президенте знают немного и из села по окончании школы собираются улепетывать. Многие хотят податься в военные училища. "Удрать бы только отсюда", - объясняют парни свое желание.
СЕЛЬЧАНЕ друг в друга пока не стреляют, предпочитая использовать ружья для охоты на зайца и зверя покрупнее - благо в лесу он пока не перевелся. А вот самоубийства здесь часты.
"Штабелями односельчане вешаются", -равнодушно промолвил один из школьников. Смертность в селе превышает рождаемость. А на каждые три новые "ячейки общества" приходится по три развода.
Пьют в Бутке, как и везде. Старики пеняют на молодежь: мол, лет тридцать назад они позволяли себе "принять" только в выходные да в праздники. А нынче - выйдешь вечером на улицу - куда уж до местных любителей спиртного батюшке, крестившему Ельцина.
В сельской школе как реликвию хранят книгу земляка "Исповедь на заданную тему", с личной подписью, пожеланиями и фотографии кабинета Президента России. Года три назад, когда Борис Николаевич только начал работать в Кремле, в первопрестольную школьники ездили на экскурсию. С Ельциным, правда, не встречались, но в кабинете побывали - помогал бывший помощник Президента, тоже свердловчанин - Алексей Царегородцев.
ЖИВУТ в селе скучновато. Нормального сельского клуба нет, да и гостиницы тоже - приезжих определяют либо в Талицу, либо на постой к руководителям сельской администрации. Милости от земляка большинство жителей уже давно не ждет, хотя кое-кто надеется: а вдруг вспомнит, поможет чем. Ведь приезжал сюда по молодости к родителям, да и потом, когда в обкоме партии работал. Услышали где-то, что ярые коммунисты в Москве уже на плакатах пишут - "Ельцин, уезжай в свою Бутку". Старухи и старики тему для досужих разговоров нашли: приедет ли, когда на пенсию выйдет: "Да уж куда ему, привык по столицам. Роскошь полюбить успел".
Заместитель главы администрации Талицкого района Валерий Меркульев шутит: "Скоро по совместительству буду экскурсоводом." Зарубежных и отечественных журналистов в Бутку возит он. С Ельциным ездить на его родину Валерию Петровичу еще не приходилось. Может, такая возможность представится - краеведческий музей в селе все-таки создавать решили. Будет там и уголок Ельцина... Люди говорят: все-таки первый Президент России, да к тому же наш - с Урала...
Село Бутка - Москва.