Примерное время чтения: 6 минут
186

В 1993 г. ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ ОСВОБОЖДЕНЫ ОКОЛО 360 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. "Гарнизонокосильщики"

Один призывник, решив "закосить" от службы в армии, к собственному анализу присовокупил мочу старшего брата, сестры и собаки. Результат лабораторного исследования был таков: "У вашего брата гонорея, сестра беременна, собака страдает диабетом, а вы годны к строевой службе".

Вывод: "косить" тоже надо уметь. Особенно при современном уровне развития медицины. Вообще между теми, кто в армию идти не хочет, и теми, кто обязан ее укомплектовывать, соперничество очень давнее и не ограничивается советским и постсоветским периодами. Начиная с Петра I, который осчастливил Россию регулярной армией, эта скрытая война началась и продолжается с переменным успехом до сих пор.

БЕГСТВО ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

НЕ НУЖНО думать, что нашим прапрадедам избегать рекрутчины было проще, поскольку, мол, медицина тогда была не ахти какая. Медосмотры XVIII - XIX веков тщательностью не отличались, часто сводясь лишь к внешнему осмотру будущего солдата. Никаких тебе анализов, внутренних обследований и прочих современных изысков. Кривизна конечностей, отсутствие зубов, жалобы на то, что "внутри что-то болит", в расчет лекарями принимались далеко не всегда. А наш герой анекдота со своей баночкой однозначно "загремел" бы служить на полные 25 лет.

Освобождались же от государевой службы прежде всего увечные, многосемейные, изъязвленные, чахоточные и дистрофичные крестьяне либо по императорскому указу за какие-то особые заслуги. Однако, если скрытая болезнь (та же чахотка) проявлялась у новобранца уже в рекрутском депо, домой его все равно не возвращали, поскольку полковые медики промахи своих коллег старались покрывать - честь мундира! Убогого воина переводили в нестроевые команды, а потом списывали... на кладбище.

Согласитесь, зная обо всем этом да о перманентном господстве в войсках палочной дисциплины, можно понять тех крестьян, что во время рекрутских наборов пускались в бега, отрубали себе пальцы на руке, глотали с риском для жизни острые предметы, чтобы вызвать кровохарканье, или заносили в раны грязь, симулируя язвы.

Правда, был и другой способ уклониться от службы. Если работник был хороший, не пьяница и не бунтарь, то с негласного благословения помещика он отправлялся на несколько лет в город на заработки, часть дохода отсылая барину. Впрочем, если сегодня в армию берут от 18 до 27 лет, то прежде забривали от 20 до 45, а в 1812 г. - аж до 50 годков. Так что вполне можно было "пробегать" всю жизнь, так родной деревни больше и не увидев.

ЭНУРЕЗ - НЕ ПРЫЩИК

ВРЕМЕНА меняются. Меняются методы борьбы призывников с военкоматовскими медкомиссиями и медкомиссий - с симулянтами-призывниками. В московской ВВК был случай, когда парень "косил" под нарушение слуха так искусно, что распознать обман помогли только многолетний опыт врача и немецкий прибор за 4 тыс. долларов. Выяснилось, что молодого человека перед призывом натаскивал на симуляцию определенных симптомов знакомый врач-отоларинголог. Это, так сказать, из разряда "высшего пилотажа". Ребята попроще идут проторенными путями: исчезают на время призыва с места прописки (желательно в другой город), вдыхают перед рентгеноскопией сахарную пудру (имитация затемнения в легких), глотают марганцовку (язвенная болезнь), эфедрином "нагоняют" давление (гипертония), жалуются на энурез, почечные заболевания, подтверждая их различными медицинскими справками, имитируют психические расстройства и так далее.

- Приносит мне парень выписку из госпиталя инвалидов Отечественной войны о том, что он там лежал с язвенной болезнью, - рассказывает председатель московской ВВК полковник медслужбы Н. Александров. - Но я знаю, что он не мог там лежать, хотя бы из-за своего возраста. Чтобы рассеять сомнения, мы направляем его в профильную больницу. Выясняется, что призывник здоров.

Должен сказать, что, симулируя всякие внутренние недуги, "косильщики" - в том числе и те, кто уже попал на службу и пытается "комиссоваться", - забывают об одной простой вещи. Большинство болезней не возникает вдруг и сразу. Не может, например, энурез "вскочить", как прыщик, прямо перед призывом, ни разу не проявив себя раньше. Язвы желудка или двенадцатиперстной кишки оставляют после себя рубцы, которых марганцовка дать не может. "Эфедриновая" гипертония распознается в течение двух-трех недель наблюдения в стационаре. "Сахарный" туберкулез - также. Симулировать психические расстройства вообще мало кому под силу (если только он действительно не "поехал"). Не бывает у больного только бреда или только галлюцинаций - всегда целый комплекс симптомов. Кроме того, ни один из таких больных сам себя больным не осознает.

Так что выиграть схватку с Министерством обороны в одиночку шансов у "косильщиков" маловато. И тем не менее...

НЕ ДЕНЬГАМИ, ТАК МЫЛОМ

ВООРУЖЕННЫЕ Силы РФ за последние 5 лет уменьшились почти вдвое. И вдвое за тот же срок увеличилось количество призывников, освобожденных от службы по состоянию здоровья. В 1993 г. их было около 360 тыс. человек. От призыва освобождается каждый четвертый. Какова среди них доля симулянтов? Неизвестно.

Причины разные. Совершенно здоровых людей, даже молодых, очень немного. К концу обучения в средних школах их насчитывается по России не более 20 - 25%. Вот и начинают ребята перед призывом искать у себя разные болячки, а потом всеми правдами и неправдами, привлекая к делу пап и мам, родственников и знакомых, превращать их в тяжелые и хронические заболевания. Бумага, в том числе и медицинские документы, терпит многое.

Сейчас в среде "косящих" активно набирают силу и "рыночные" тенденции. Ведущий врач-травматолог военного госпиталя ВМФ М. Берсенев уже не раз слышал от желающих покинуть славные ряды защитников Родины фразу: "Я "косить" не хочу и служить не хочу, поэтому вы скажите, сколько мое увольнение будет стоить. Мама приедет и деньги привезет". Честные ребята, честно считающие, что честно предложить взятку честнее, чем идти на два-три года в армию или на флот. По мнению Михаила Сергеевича, сегодня если человек служить не желает, то и не будет. Возможностей масса, да и на законодательство всем стало по большому счету наплевать.

Нет желания в тысячный раз заниматься морализаторством по поводу "долга" и "обязанности". Автор этих строк свои два года отдал. Не горжусь, не жалею, большого смысла в той службе не вижу до сих пор. Наверное, очень правильное слово: "отдал". Не подарил, не принес в жертву, не отняли - сам отдал... и, забыв об этом, стал жить дальше. Но, в конце концов, каждый делает выбор сам, и у каждого на него свои причины. Но какими же вескими должны быть эти причины, чтобы заставить человека есть хозяйственное мыло, дабы учинился у него понос великий и он был не призван (комиссован). Есть такие причины? Тогда дерзайте.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно